afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

Десятка "воздушных дозоров"

В течение последних недель состоялся выдающийся, с точки зрения минобороны Австралии, дебют самолета ДРЛОиУ Боинг 737 «Виджитейл» в небе Ирака (заодно дебютировал и универсальный самолет-заправщик на базе Эрбаса А330, обеспечивший боевые вылеты). Кроме того, интересное событие произошло на задворках авиасалона «АвиаИндия» был представлен проект самолета ДРЛОиУ «Митилитэри Эрбас» на базе Эрбаса А-330 для ВВС Индии. Индусы где-то год назад объявили о возможном проведении конкурса на новый «летающий радар», единственное требование к которому установка «тарелки» локатора диаметром 10 м. По этому поводу индийские обозреватели хихикают, что по мимо самого разнообразного парка истребителей будет и самый многочисленный в мире по типам парк самолетов ДРЛОиУ – минимум три (А-50I, EMВ-145I и вот еще один, да и Ка-31 забыли :-)...

По поводу этих событий журнал «Флайт» устроил флэшмоб 10 самых распространенных «впередсмотрящих» ВВС мира.

Нортроп-Грумман Е-2 «Хокай» (96 самолетов)

Это самый многочисленный и старейший из используемых типов самолетов ДРЛОиУ, начавший свою историю еще 50 лет назад. Самолет состоит на вооружении авиации ВМФ США и Франции, используется ВВС Египта, Японии и Тайваня. Одно время самолет был очень популярен на этом специфическом рынке, однако отдельные недостатки самолета – стареющий комплекс РЛС, малая продолжительность патрулирования, небольшой личный состав «воздушного дозора» – привели к постепенному снятию и замены его целым рядом стран (Израилем, Сингапуром, Мексикой). Тем не менее сейчас в ВМФ США начал получать последнюю модель самолета – Е-2D, так что флот «хокаев» должен возрасти еще на 36 самолетов. Новый «Улучшенный хокай» имеет РЛС метрового диапазона – похоже флот США уже реально учитывает возможность встретить у берегов Китая и России самолеты-«стелс».


Боинг Е-3 АВАКС (63 самолета)

Этот самолет стал синонимом акронима «АВАКС» (AWACS, ДРЛОиУ), и его характеристики стали примером для остальных самолетов этого типа. Характерный вид ему придает и надфюзеляжная «тарелка» антенны локатора Нортроп APY-1 или -2, ставшая визитной карточкой большинства современных самолетов ДРЛОиУ. 31 самолет состоит на вооружении ВВС США, 17 – у стран НАТО, а во Франции, Англии и Саудовской Аравии – остальные 15.

Ильюшин/Бериев А-50 (29 самолетов)

По оценке «Флайт» ВВС России использует 21 самолет ДРЛОиУ А-50, Индия получили на базе Ил-76 три самолета ДРЛОиУ и еще два заказала, и также несколько самолетов этого типа на базе Ил-76 (пять) имеет Китай под обозначением KJ-2000.

Камов Ка-31 (26 вертолетов)

«Воздушный дозор» на базе палубного вертолета Ка-29 внешне отличается установкой складной антенный РЛС под фюзеляжем, обеспечивающей поиск воздушных и надводных целей. Вертолет используется флотами Китая (14 машин), Индии (9) и России (3).

Сааб «Эриай» (20 самолетов)

Хотя самолеты со шведским комплексом «Эриай» на базе РЛС PS-890 занимают пятую строчку в рейтинге, на самом деле тут «скрываются» три различных типа самолетов ДРЛО: Сааб-340 – региональный «турбопроп», известный в шведских ВВС как «Аргус»; Сааб-2000 – удлиненная версия 340-го с более мощными двигателями; бразильский ERJ-145 (более того, самолеты отличаются даже по комплексу РЛС – жмотящиеся шведы поставляют на сторону так называемые «коммерческий» вариант). «Продвинутый» вид самолету придает антенна комплекса «Эриай» с АФАР, обеспечив неплохой коммерческий успех комплексу. 20 самолетов этого условного типа состоят на вооружении ВВС Швеции, Бразилии, Греции, Мексики, Пакистана, Таиланда и Саудовской Аравии. Кроме того похожий комплекс на базе бразильского ERJ-145 создают индусы, которых не устроил «коммерческий» локатор шведов.

Этому типу принадлежит и «честь» первой боевой потери самолета ДРЛОиУ, доказавшей, что «лучшим средством ПВО может быть только противник на аэродроме» (с) - один пакистанский Сааб-2000 AEW был сожжен талибами на авиабазе под Пешаваром (первоначально паки убеждали, что только поврежден носовой обтекатель).

Боинг 737 AEW «Виджитейл» (13 самолетов)

Этот самолет ДРЛО на базе «узкофюзеляжника»  «Боинга» внешне отличается характерной шляпой-«цилиндром» АФАР РЛС на «спине». Больше всего – шесть самолетов состоит на вооружении ВВС Австралии. Именно один из них и выполнил рекордный 16-часовой полет над Ираком во время бомбежек «халифатчиков», с чего и начался этот рассказ. Четыре самолета этого типа приобрели корейцы, еще четыре турки (получили пока три). «Виджитейл», похоже, хорошее будущее (это не «швед» для нестрадающих клаустрофобией!) – планирует его заказать Катар, еще четыре - корейцы, рассматривают еще несколько стран.

Шэньси Y-8/KJ-200 (13 самолетов)

Идеологически китайский KJ-200 представляет нечто среднее между шведским комплексом «Эриай» (надфюзеляжная АФАР) и американским опытным самолетом ДРЛО С-130AEW (тоже четырехмоторный турбовинтовой). Самолет в первую очередь предназначался для национальных ВВС – семь пошли в ВВС, три – авиации флота. Три самолета приобрел Пакистан и планирует заказать еще четыре под экспортным обозначением ZDK-03.

Уэстленд «Си Кинг» 7 (10 вертолетов)

Прозванные «фасовщиками», за похожий на продуктовую сумку обтекатель антенны РЛС «Сечьвотер» 2000, вертолеты «Си Кинг» 7 играют важную роль радиолокационного дозора при кораблях Её Величества. Также эти вертолеты ДРЛОиУ использовались во время войны в Афганистане. Сейчас их срок эксплуатации походит к концу – должны списать к 2018 г. Англичане планируют по программе «Кроуснет» на базе противолодочного «Мэрлина» НМ2 создать нового «упаковщика» должны выбрать в конце года РЛС либо «Локхид-Мартин», либо от «Талоса».

Элта-системс CAEW (6 самолетов)

Сейчас Израиль и Сингапур используют по три самолета ДРЛОиУ, выполненных на базе бизнес-джета Гольфстрим G550 с установкой конформных АФАР по бортам фюзеляжа. Комплекс РЛС является развитием более раннего «Фалкона», стоявшего на Боинге 707 (по одному есть у Израиля и Чили).

Боинг 767AEW (4 самолета)

Фактически 767AEW представляет собой реинкарнацию комплекса ДРЛОиУ Е-3 на базе более молодого «олдаймера» - Боинга 767, который все же еще понемногу производился в отличие от 707. Плюсом стал более объемный фюзеляж для размещения оборудования и рабочих мест. Учитывая стоимость комплекса, такое смогла себе позволить только Япония.
Tags: ДРЛОиУ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Бреве № 18310

    Ровно 100 лет назад, 15 июня 1921 года международную лицензию пилота на управление "Ньюпором-82" получила Бесси Коулман - первый…

  • Приквел: "Новичок. Начало"

    Полиция Германии расследует причастность Руслана Баширова к отравлению до смерти одного известного в узких кругах художника, архитектора и просто…

  • The Gamechanger: 122-мм пушка А-19. Эпилог

    Текст Анатолия Сорокина Фрагмент картины в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в г.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal

  • Бреве № 18310

    Ровно 100 лет назад, 15 июня 1921 года международную лицензию пилота на управление "Ньюпором-82" получила Бесси Коулман - первый…

  • Приквел: "Новичок. Начало"

    Полиция Германии расследует причастность Руслана Баширова к отравлению до смерти одного известного в узких кругах художника, архитектора и просто…

  • The Gamechanger: 122-мм пушка А-19. Эпилог

    Текст Анатолия Сорокина Фрагмент картины в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в г.…