afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

«Дримлайнер» – и это твоя мечта?

Первые три года эксплуатации «Лайнера мечты» позволили сделать определенные выводы о её «воплощении». «Как известно»(с), первый год эксплуатации закончился большим скандалом и запретом на полеты из-за пожара аккумуляторов. Правда, тогда подспудно теплилась надежда, что квалификация инженеров «Боинга» не позволяет сделать просто неудачный самолет.

787-8_fire.jpg

Подтверждением тому стал график отказов и задержек вылетов по техническим причинам, который «Боинг» представила комиссии по расследованию аварий с 787-м. Из графика следовало, что уровень отказов в течение первого года был на уровне первого года ввода в эксплуатацию предшествующего авиалайнера – Боинг 777 и гораздо лучше, чем по первому году последней крупносерийной модели «Джамбо» 747-400. В общем, все было не так страшно.

Однако прошло еще два года. И тут оказалось, что количество отказов и задержек вылетов на «Дримлайнере» снижается гораздо меньшими темпами, чем в случае предшественника 777-го. Характерно, что общую цифру «оперативной готовности» «Боинг» не называет. По инсайдовской информации она составляет порядка 98,3% (у японцев известно: порядка 98,6%). Более менее надежная информация есть только по индусам – она госкомпания и отчитывается перед парламентом: за два года было зафиксировано 318 отказов.


Наиболее проблемной системой 787-го стали его генераторы. Собственно появление «легких» и мощных электрогенераторов и подвигло «Боинг» к разработке «электрического» самолета. Да, но дорабатывать генераторы каждый год – это как-то слишком. «С этими генераторами у нас одна сплошная проблема», - жаловались эфиопы. Ежегодная замена шести генераторов весом 100 кг каждый – экстрим для обслуживающего персонала еще тот. «Боинг» даже разработала специальное такелажное оборудование под это дело. В целом при этом каждый самолет требует 10 дней сервисных работ.

Из серьезных проблем за три года «Боингу» удалось справиться только со спойлерами. В основном доработкой программы: «Мы меняли много раз: три-четыре – точно...» Процесс идет.

Отдельная песня за батареи: после двух лет расследования (! – вместо одного по плану) американское бюро безопасности на транспорте разродилось таки отчетом о причинах возгорания аккумуляторов. Во всем виноват стрелочник-производитель. Главный его косяк в том, что для изготовления «аккумуляторов используется ручной труд, а помещение не соответствует необходимому классу чистоты», ну и «Боингу» плюху - «потерян контроль качества над цепочкой поставщиков»... Не, то что возгорание вызвано КЗ обкладок, а оно в свою очередь, «ростом дендритов, наличие посторонних примесей и проч.» - деградацией аккумуляторов, было ясно-то сразу. А что ведет к этому? Косяк экслуатантов или недоработка производителей?  «Бюро», правда, проговорилось втихоря, что  при «стресс-тестах» батареи при низкой температуре получила тот же эффект «выбега температуры», что и во время пожаров. Боже мой! Мария открыла для себя прокладки! То, что при снижении температуры батареи с +20 до -20 гр. ее емкость может уменьшиться сразу в 20 раз (!) известно давно. Вот и причина «обратного заряда»: при низкой емкости «холодной» батареи один из аккумуляторов быстро уходит «в ноль», переполюсовывается, а остальные просто разряжаются через него, и «привет семье». Тут-то только и вспомнили, что все три возгорания произошли зимой – в январе-феврале! Последний раз, кстати, горела уже «доработанная» батарея. В результате японцы «для успокоения пассажиров и общественности» (!) требует продолжить доработку батареи, а «Боинг» отнекивается как только может (типа, «мы гарантируем, что с горящей батареей вы всегда долетите до аэродрома»).

С «холодом» понятно. А что там с «жарой»? Ну, конечно, эфиопы жалуются на кондиционеры – в каждом рейсе обязательно отказывает один из трех, а то и два. В каждом! Жаловались на «Боинг», а те – типа, сами виноваты, «у других таких проблем нет». Удивительно, какие такие «другие»? Эфиопы пока одни, кто эксплуатирует «Дримлайнеры» в АФРИКЕ. Сами эфиопы считают, что там конкретный конструктивный косяк, который без перепроектирования системы кондиционирования не исправить никак. А «Боинг» предлагает ограничиться доработкой матобеспечения...

Если учесть задержку с поступлением самолетов на 3,5 года – просто удивительно, что авиакомпании все это терпят. Главный побудительной причиной тому – лучшая топливная экономичность. Где-то на 20% на одно «кресло»... Но и тут не все так просто. Так у чилийцев получилось только 12%: оказывается доработка лайнеров предыдущего поколения – 767-х с оснащением их новыми законцовками крыла – просто дают им «новую жизнь». Более того, на относительно коротких линиях топливная эффективность снижается еще больше. Учитывая резкое падения цен на нефть, экономия на топливе в 10% уже не может являться побудительной причиной для смены авиапарка.

В результате авиастроители сейчас сильно озабочены вопросом: будут ли менять перевозчики свои старые, надежные «керосинки» на новый дорогие и проблемные самолеты? Вопрос интересный... Очень сейчас интересно, чем аукнется «нефтяной кризис» для мирового авиапрома, очень.

PS. Ну, а нам-то что со всего этого? А-а-а-а, батенька, гад-же-ты все пользуют? А там сейчас литий-ионные батареи присутствуют в товарных количествах. Давно батарею не «раздувало»? В общем, «товарищ, помни»: батарею держи в тепле – на морозе не разряжай ее в ноль и не заряжай без нужды до 100%! Запасные батареи к радиостанции/прицелу зимой храни на теле, «там, где сохнут запасные носки». Не, в одном из последних «Моделистов-Конструкторов» была статья «бывалого», как из двух севших батарей собрать одну: разобрать, найти «севший» аккумулятор, заменить на рабочий из другой батареи, спаять и смонтировать батарею заново. Но, кажется, это для сильно «очумевших ручек» в стране, где отменили уроки труда...


PSS. А начиналось все очень весело: Легко ли воплотить «Мечту»?
Tags: Боинг 787, Дримлайнер
Subscribe

  • Отдохнуть залетел...

    Испанцы глумятся: самый безопасный автомобиль, который на стоянке! Первое "героическое" боевое развертывание в "Средиземке" нового…

  • Старье падает... - два

    По поводу предыдущей записи об "агрессоропаде" в США вероятно стоит упомянуть, что все эти самолеты не просто старые, а очень старые (более…

  • Менее чем за сутки второе "парное" катапультирование в США

    На этот раз на посадке катапультировался экипаж катарского F-15QA. Аэропорт Сент-Луиса (там их делают). Вероятно, летчики струхнули схода со…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments