afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

"Кто на ком стоял" или как китайцы израильтян "подковали"


"Главный конструктор" тайваньской ракеты "Сюнфэн I" Цзян Сяокунь у своего детища

Если кто помнит еще ситуацию в мире в 70-80-е годы (судя по тому, какие байки рассказывают про Советский Союз, таких не много), то тому знакомо выражение «Азиатские тигры». Так называли тогда «молодые, перспективные страны» типа Тайваня, Гонконга, Сингапура, Малайзии – они быстро развивались, но… весьма специфическим способом. Это сейчас китайцев называют «мастерами» копировать «чужие» изделия, технологии и решения, а тогда все это относили к их соседям. А че? Дешевая рабочая сила плюс поплевание на патенты и авторские права – чем не путь к успеху? Потом, правда, пришел «Китайский дракон» и прозвище «тигры» к лимитрофам уже стараются не использовать…

В те славные времена, да как и сейчас, сохранялось серьезное напряжение между «Двумя Китаями». Тогда пиндосы, заигрывая с «Большим Китаем», были вынуждены ограничить поставки вооружения «Малому» - Тайваню. Так что перед чанкайшистами стала проблема «самообеспечения и опора на собственные силы». Главной угрозой виделся внезапный десант на мятежный остров. Ситуация парадоксальным образом осложнялась качественным превосходством флота КНР, уже имевшего на вооружении крылатые противокорабельные ракеты и ракетные катера (после войны 1967 и 1971 гг. весьма громко заявившие о себе). Требовался симметричный ответ. Среди немногих стран, продолжавших военное сотрудничество с Тайванем, был Израиль, который довольно успешно применил собственные противокорабельные ракеты «Габриель» в очередной арабо-израильской войне 1973 г...

Тайваньцы решили поступить по-азиатски «хитро» – купить несколько ракет «Габриель» у евреев, а потом их, ну да, передрать. Надо сказать, ни опыта в этом деле, ни даже в смежных отраслях – ракетостроении, электроники, двигателестроения – у них не было от слова совсем. Приходилось набирать «энтузязистов» в приказном порядке. Ну, дело сначала пошло, понятно, через «пень-колоду».

Для начала решили разобрать свежекупленную ракету подальше от глаз представителей поставщика (которые что-то уже подозревали). В результате отсутствия опыта и сборочных чертежей первым делом сломали болт крепления антенны радиовысотомера… А подобрать похожий не смогли. Дело запахло скандалом, - как показывать «изделие» по гарантийному обслуживанию? Поскольку дело было секретным, было решено взять проблемный узел – антенну радиовысотомера и «втемную» опросить авиационных инженеров, не посоветуют ли они что-нибудь подходящее на замену. Уже один из первых опрошенных «специалистов», покрутив изделие в руках, воскликнул – «Так это же антенна от С-119» - транспортного самолета, состоящего на вооружении Тайваньских ВВС («Летающий вагон» фирмы «Фэрчайлд»). Пошли к самолету, открутили антенну, попробовали поставить на ракету – ОНО!

- Ух, ты! – сказали суровые тайваньские мужики, - А дело-то налаживается! В результате совместных усилий военных и «науки» в течение нескольких лет израильская ракета была успешно скопирована (да, с кучей аварий на испытаниях, один раз чуть ракетный катер не взорвали) и 1980-м году принята на вооружение тайваньского флота. Говорят, что первый ракетный катер на испытания провожал весь тайваньский официоз – от армейского командования до председателя академии наук (от туда были главные «копиисты»)! Тайваньцы, правда, утверждают, что «копия оказалась улучшенной версией» «Габриеля» (скорость - чуть выше, дальность - больше, БЧ - тяжелее и т.д.). В общем, блоху удалось "превзайти"(с).  Кстати, скопировать тот высотомер не смогли – пришлось делать свой… Хотя потом тайваньцы серьезно намучались с качеством ракет «Сюнфэн» в серийном производстве, но это был уже вопрос времени…
Tags: Израиль, Китай, Тайвань, ракеты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments