afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Categories:

Задолго до хуситов...

SM82
Оказывается, идею «пощупать» нефтяную жилу англосаксов в Персидском заливе еще 80 лет назад пытались реализовать итальянцы. 9 октября 1940 г. четыре самолета итальянских ВВС Савойя-Маркетти SM.82 (на снимке) бомбили английские нефтеперерабатывающие заводы в Персидском заливе.

Хотя в общем-то «стратегические бомбардировки» и «итальянцы», казалось бы, вещи плохо совместимые. В итальянских ВВС просто практически не было дальних бомбардировщиков, способных совершить подобные рейды. Дальний четырехмоторный Пьяджио Р.108 еще только находился в процессе освоения и их было считанные единицы…

Но в межвоенный период итальянцы вполне сделали себе имя рядом дальних перелетов, и авиапромышленность Италии выпускали вполне приличные пассажирские самолеты с большой дальностью полета. В частности в 1942 г. на пассажирском самолете SM.75 был выполнен рейс Рим-Токио. В результате и возникла идея переделать в бомбардировщики несколько пассажирских самолетов SM.82 и SM.75. Обкатку эти «эрзац-стратеги» прошли на бомбежках Гибралтара, Суэца и Порт-Судана.

Первые модифицированные бомбардировщики SM.82 получили бомбодержатели и три пулемета «Бреда». Бомбовая нагрузка состояла из 100-кг и 250-кг бомб. Первоначально пытались бомбить Гибралтар – 25 июля и 20 августа 1940 г., но ПВО там было начеку – итальянцы понесли заметные потери. Следующей целью и был выбран Бахрейн. Задача была даже не нанести серьезный ущерб, а просто «показать британцам, что можем». К октябрю 1940 г. были подготовлены пять самолетов SM.81 под командованием подполковника Эттори Мути в составе 41-й авиагруппы. Самолеты перегнали на аэродром на острове Родос – поближе к цели.

Планирование полета оказалось непростым делом и заняло четыре дня. При дальности полета в 4000 км Мути решил отказаться от возвращения на Родос – так как на обратном пути через Ирак и Палестину можно было ожидать «проснувшихся Томми». Было решено после бомбежки лететь в Африку – в Эритрею, где итальянцы еще держались.

18 октября 1940 г. самолеты были заправлены, при этом установили и дополнительные топливные баки. Бомбовая нагрузка четырех самолетов, запланированных к налету, составляла 1500 кг мелких бомб – от 15 до 50 кг. Взлетная масса самолета достигала 21 т. В 17.10 самолеты стартовали – полет шел через Кипр, Ливан, Сирию, Саудовскую Аравию в режиме полного радиомолчания. Сам Мути вел свой SM.82 впереди в качестве разведчика цели. На верхней поверхности самолета были нарисованы два больших белых ромба, подсвеченные лампами.

В 2.20 утра уже 19 октября 1940 г. итальянцы достигли Бахрейна. Один из самолетов сбросил бомбы раньше времени, но остальные отбомбились по цели – нефтяные заводы были хорошо освещены. После чего Мути повернул на Саудовскую Аравию. После более 15 с половиной часов полета и 4200 км «Савойи» приземлились в Зуле, Эритрея, в 8.40 утра. Это была самая дальняя бомбардировка на то время. Позже в Зулу прилетел и пятый SM.82, который страховал товарищей на случай вынужденной посадки.
SM82a
Маршрут полета

Через несколько дней все пять SM.82 приземлились в аэропорту Рима. Главным результатом налета стало отвлечение части британских сил, которые перебросили в Бахрейн "Пэтриоты" зенитки и эскадрилью истребителей… Собственно ущерб от бомб был незначительный.

Забавно, что в 1943 г. итальянцы планировали бомбежку Нью-Йорка. И если бы не капитуляция…
Tags: Италия, чудеса на виражах
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments