afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Categories:

Юбилейная дата сразу для двух гаубиц

M30_M10
Текст Анатолия Сорокина


29 сентября с. г. исполняется 80 лет со дня официального принятия на вооружение Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) двух артиллерийских систем, разработанных в конструкторском бюро Государственного союзного машиностроительного и сталелитейного завода им. Молотова в г. Пермь, он же завод №172, он же Мотовилихинский завод (ныне ПАО «Мотовилихинские заводы»). Возглавлял это КБ известный создатель артиллерийских орудий Ф. Ф. Петров (фото слева).

29 сентября 1939 года Совет народных комиссаров постановил принять на вооружение РККА 122-мм дивизионную гаубицу обр. 1938 г. (М-30) и 152-мм дивизионную гаубицу обр. 1938 г. (М-10). Ведущим конструктором первой был Ф. Ф. Петров самолично, второй – В. А. Ильин (фото справа).

Про М-30 особо-то и говорить нечего – выпускалась до 1955 г. включительно и благополучно воюет до сих пор (как тут не вспомнить «лучше её ничего не может быть»), а в РФ в настоящее время она продолжает находиться на складах мобилизационного резерва и используется как салютное орудие. Судьба М-10 оказалась более сложной – гаубица была не слишком-то удобной в эксплуатации, в сентябре 1941 г. её сняли с валового производства, а к 1968 г. её убрали даже из мобилизационного резерва, однако вклад этой системы в Победу в Великой Отечественной войне был весьма и весьма немалым.

Так что в честь создателей обеих гаубиц, в честь тех, кто делал эти орудия и в честь воевавших с ними бойцов и командиров Красной Армии виртуальный салют!

M30_M10b
OKB - работники ОКБ Мотовилихинского завода №172 в 1936 году

M30_M10a
Первое награждение работников завода №172 в 1939 году. Среди награждённых - Ф.Ф. Петров, А.Я. Дроздов, В.А. Ильин, А.Н. Булашев и др.

M30_M10c
Мартеновский цех и газогенераторы Мотовилихинского завода в 1936 г.

M30_M10d
Фёдор Фёдорович Петров в середине 1930-х гг.

Tags: артиллерия, гаубица М-10, гаубица М-30, юбилей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Cкромная новинка на МАКСе

    - Ну, какая это новинка? - "старым-добрым" Ка-26 удивить сложно. Тут интересен "шлейф" за вертолетом - это модификация Ка-266Т…

  • "Партизан" от науки

    Пока "народ" в вечор первого дня МАКСа толпился в ангар с "Матом" в ожидании "допуска к телу", за ангаром над летным…

  • О замене, что заменить нельзя

    Все побежали рассказывать про ЛМС-901, сбегать что ли тоже... Прямо подмывало в первый же день задать конструкторам самолета (справа один из них…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment