afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Categories:

"Зачем Вам, Галицин, чужая земля?" (с)

24 августа 1942 г. над Англией появился необычный самолет – высотный разведчик-бомбардировщик Ju 86R, первый в мире бомбардировщик с герметизированной кабиной экипажа. Большая высота полета обеспечивалась увеличенным по сравнению с прототипом – бомбардировщиком Ju 86 – размахом крыла в 32 м и турбонаддувом дизелей «Юмо».  Вооружение бомбардировщика ограничивалось бомбой в 250 кг. Оборонительных пулеметов не было – считалось, что на высоте, «где летают ангелы», стрелять никто не может. За штурвалом самолета были пилот – фельдфебель Хорст Гёц и наблюдатель – командир небольшого подразделения из двух «Юнкерсов» лейтенант Эрих Зоммер. Свою бомбу Ju 86R сбросил на Кэмберли. Попытка 15 британских истребителей ПВО перехватить «Юнкерс» оказалась безуспешной.

Ju86a
Тот самый разведчик-бомбардировщик Ju 86R

28 августа
Ju 86R появился над Бристолем. Шесть «спитфайров» пытались его «достать», но смогли подняться лишь на пару тысяч метров ниже «Юнкерса». Подобно тому, как позже японцы в Хиросиме, британское ПВО придерживалось правила – в случае появления одиночного вражеского самолета тревогу не объявлять, чтобы не беспокоиться «лишний» раз. На этот раз единственная бомба, сброшенная Ju 86R, легла у автобусной остановки в центре Бристоля. Взрыв, прогремевший без всякого предупреждения, уничтожил три автобуса с людьми. Погибло 48 человек и 26 было серьезно ранено – наибольшие жертвы от одной бомбы в Бристоле за всю войну...

В течение следующих 10 дней «Юнкерсы» почти ежедневно бомбили британские города. 6 сентября фельдфебелю Гётцу пришлось поволноваться: американский истребитель Р-38 «Лайтнинг» почти поднялся на «потолок» в 12000 м, но при попытке довернуть на цель сорвался в штопор.

12 сентября Ju 86R вновь направился к Бристолю... Неожиданно «правак» – Эрих Зоммер озадачил Гётца: «Справа на одной высоте с нами истребитель!»


Ju86c
Зоммер (слева) и Гётц

Удивленный Гётц решил, что у Зоммера галлюцинации – до этого неоднократные попытки перехватить их самолет заканчивались срывом истребителей в штопор на высотах много ниже потолка «Юнкерса». Но Зоммер настаивал: «Истребитель уже рядом с нами и быстро поднимается!» Гётц наклонился над коленями Зоммера и заглянул в иллюминатор напротив. Точно: «К своему ужасу я увидел «Спитфайр», который был уже выше нас и продолжал набирать высоту!»

Гётц среагировал тут же: бомба была сброшена, был дан полный газ движкам и форсаж закисью азота, самолет был переведен на набор высоты. Экипаж надел кислородные маски на случай прострела гермокабины...

Ju86d
Специально модифицированный высотный "Спитфайр" IX, который перехватил "Юнкерс"

Однако «Спитфайр» продолжал набирать высоту... Вскоре он оказался метров на 100 выше «Юнкерса» и с пикирования перешел в атаку. Первый же выстрел достиг цели: снаряд попал в крыло «немцу». Однако, дальше немцам повезло – снаряд не разорвался, пробив крыло насквозь. Зато не повезло «британцу». После первых же выстрелов левая пушка заклинила, а отдача от стрельбы правой пушки развернула самолет и тот «просел», потеряв высоту.

Дальше бой напоминал игру в «кошки-мышки»: «Спитфайр» старался занять высоту выше и сзади за маневрирующим «Юнкерсом», но после первого выстрела из пушки его разворачивало вправо...  К тому же «Спитфайр» попал с инверсионный след «Юнкерса», и кабина пилота покрылась изморозью. Пока солнце отогрело фонарь, «Юнкерс» уже удрал на юг – к морю.

После погони безуспешные атаки возобновились, но вскоре фонарь «Спитфайра» снова «запотел»... Практически сразу дизели «Юнкерса», работавшие все это время на максимале, стали «сдыхать». За самолетом потянулся шлейф дыма от непрогаравшего топлива. Когда фонарь «Спитфайера» вновь «оттаял» его пилот увидел «Юнкерс», с дымом снижавшийся в сторону побережья Франции. Вражеский берег был уже близок и пилот «Спитфайра» прекратил погоню...

Переволновавшиеся немцы совершили посадку в Каене. Впрочем, осмотр показал, что кроме дырки в крыле других повреждений нет. Сама дырка оказалась весомым доказательством «сверхвысотного» боя – с начала никто из руководства люфтваффе не верил в такую возможность. И только «вложив перста в отверстие» убеждались в правоте Гётца: «Не сам же я проковырял дырку в крыле!»
Ju86b
Та самая дырка в "Юнкерсе"

Было очевидно, что «Юнкерс» выжил только чудом. В результате все высотные полеты Ju 86 над Британией были запрещены.
Этот бой считается самым высотным над Британией за все время войны.

Что интересно нам в этой истории? То, что штурвалом специально доработанного одного из первых «Спитфайров» IX модели, сидел наш соотечественник, уроженец Крыма – князь Эмануил Галицин.
Ju86e
Пилот британских ВВС Эмануил Галицин

Если Вы жили в эпоху угара «перестройки», то должны помнить как несколько раз на центральном телевидении показывали  этого сухого старичка: князь Галицин просил о предоставлении ему российского гражданства. Позже он несколько раз появлялся у нас в стране, в том числе и на похоронах останков (предположительно) царской семьи. Умер в 2002 г., похоронен в Лондоне.

PS. Через 30 лет после войны противники того боя как-то встретились на кружечкой в теплой беседе. Родственников, погибших на автобусной остановке Бристоля, не пригласили...
Tags: ju 86
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments