?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня исполнилось 30 лет, как 5 июня 1989 г. самый большой транспортный самолет в мире - Ан-225 с погруженным на "спину" космическим кораблем "Буран" стартовал на Парижский авиасалон в Ле-Бурже. Общая масса "системы" составила 560 тонн!
An225_1

Помнится, уже тогда один знакомый с "проблемой" инженер заметил: "Ан-225 выполнен на пределе - создать более тяжелый самолет с колесным шасси не получится". Фраза запала, хотя была непонятна... Лишь много лет спустя проблема стала проясняться: с определенного рубежа практически весь рост массы самолета будет уходить не на полезную нагрузку, а на усиление шасси.

Понятно, что Союз на Ан-225 останавливаться не хотел - активно шли работы по "Сверхтяжелому транспортному самолету", способного поднимать не только "Буран", но и саму "Мрию"... Ряд проектов по этой теме можно найти в сети, да определенные работы по СТС продолжаются до сих пор (смотри всяческие модели, выставляемые на МАКСах). О том, какие это проблемы, хорошо видно на примере единственного полета "Стратоланча":


При посадке из-за бокового ветра первыми касаются полосы колеса шасси правого "полуфюзеляжа" (гы-гы). Сначала идет белый, потом темно-серый дым - горит резина колес. Это самолет еще без нагрузки, вероятно даже все необходимое оборудование не установлено. А теперь представьте посадку такого самолета массой этак в 1500 тонн!
An225_2
Ага.

И тут появилась идея, а не "разгрузить" ли шасси СТС воздушной подушкой. Полностью или частично. Забавно, что при полной разгрузке самолет мог садиться на воду:
An225_3
Испытания шасси на ВП для СТС в гидроканале ЦАГИ.

В принципе, если бы не Perestroika, вероятность увидеть в небо такое "чудо" была очень высокой. Союзников тогда Союз имел много - и в Карибском бассейне и на юге Африки. Перебросить сразу роту танков, малый ракетный корабль, да и просто запустить в космос тяжелый ракетоплан - было востребовано...

А сейчас дуют помаленьку:
An225_4
Вдруг...

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
pascendi
Jun. 5th, 2019 10:49 pm (UTC)
Патент на шасси на воздушной подушке для тяжелых самолетов, если что, принадлежал покойному А.Д. Надирадзе, если Вам что-то говорит это имя.
Он до последнего дня очень внимательно отслеживал все, что касалось воздушной подушки.

Что до Стратоланча (stratolunch?), то его посадка с грузом не была предусмотрена.
afirsov
Jun. 5th, 2019 11:00 pm (UTC)
Воздушная подушка вещь очень многообразная - полная, частичная разгрузка, камерная, сопловая, убираемая, неубираемая, способы наддува разные и т.д. и т.п. Теория шасси на ВП - вообще отдельная большая работа. А саму ВП еще Циалковский предложил... Так что там "авторов" - куча, патентозащищаемая практически каждая НИОКР, как бы там народ от этой работы не отмазывался.

Грузы на "Стратоланче" тоже возить собирались, да и посадка с нагрузкой, если ракета почему-то не запущена, быть должна - сейчас спутники порой до 1 - 1,5 млрд стоят, чтобы их просто так "кидать в озеро"
Михаил Люшин
Jun. 6th, 2019 08:58 am (UTC)
ЦиОлковский, извините...
ony10
Jun. 6th, 2019 12:20 pm (UTC)
Ну и ВВА14 тоже вспоминается.
fan_d_or
Jun. 6th, 2019 02:18 am (UTC)
>> Помнится, уже тогда один знакомый с "проблемой" инженер заметил: "Ан-225 выполнен на пределе - создать более тяжелый самолет с колесным шасси не получится". Фраза запала, хотя была непонятна... Лишь много лет спустя проблема стала проясняться: с определенного рубежа практически весь рост массы самолета будет уходить не на полезную нагрузку, а на усиление шасси.

Закон куба-квадрата вообще-то относится к вопросам, изучаемым будущими инженерами на первом курсе в рамках общего курса физики.


Потому вопрос "почему слоны не летают?" - это в общем-то детский вопрос.

А вот современная электроника таки открывает перспективу на "летающие поезда" - то есть, аппараты не подчинённые закону куба-квадрата.
anikonov
Jun. 6th, 2019 03:08 am (UTC)
"При посадке из-за бокового ветра первыми касаются полосы колеса шасси правого "полуфюзеляжа" (гы-гы). Сначала идет белый, потом темно-серый дым - горит резина колес. Это самолет еще без нагрузки"
-- так при посадке полезной "нагрузки" быть и не должно
v_otaku
Jun. 6th, 2019 06:32 am (UTC)
А если ракета не не сможет стартовать по каким-либо причинам?
nquatro
Jun. 6th, 2019 05:24 am (UTC)
Стратоланч увидел и сразу подумал, что он развалится и в воздушной яме, и при жесткой посадке.
Изначально идея кривая!

Edited at 2019-06-06 05:24 am (UTC)
dynamo_13
Jun. 6th, 2019 06:42 am (UTC)
так его и не существует. это все снято в павильонах голливуда, где снимали "высадку" американцев на луну и "полет" гагарина

Edited at 2019-06-06 06:42 am (UTC)
Михаил Люшин
Jun. 6th, 2019 09:01 am (UTC)
А полёт Гагарина здесь при чём? Да и "Стратоланч", разок пустым слетавший, явно на открытом воздухе снимали, в отличие от Нила Армстронга
dynamo_13
Jun. 6th, 2019 09:04 am (UTC)
снимали же, очевидно. нет никаких же доказательств
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

afirsov
afirsov

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner