?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В ТВ и в печати периодически (к счастью, не часто) появляются хмыри, которые «рекомендуют» переходить на так называемое «экономное» или «бережливое» производство – типа, новое слово в «эффективном менеджменте». Что это такое на семинарах по этому самому – «поймут не только лишь все». Лучше это понять на примере.

Да, из терминов, само слово – áнгельский lean, типа, «бережливый/экономный», у нас еще известен по надписям метро «Не прислоняться!» (don't lean). Кажется в нем «слышно» всем знакомое «лин» – «ленивый», ага. Не удивлюсь, что общие индоевропейские корни.

Ладно, собственно пример.

«Задницы» на концерне «Боинг» случаются периодически...
Boeing

Вот и в 2003 г. на волне обвинения от «Локхид-Мартин» в шпионаже и «неэтичном поведении» («взятки носят только пчелки!»(с) был вынужден уволиться «крестный отец» вновь разрабатываемого авиалайнера 787 «Дримлайнер» Филька Кандид (Легко ли воплотить «Мечту»?). Из «задницы» концерн теперь должен был вытаскивать Гарри Стоунсайфер – действительно человек достойный произведений Драйзера и Лондона (достаточно посмотреть, за что его потом уволят :-). Сначала он довел до ручки «МакДоннелл», а теперь взялся за купивший эту фирму «Боинг»...

Стоунсайфер был любителем «передовых» производственных схема типа RONA («рентабельность чистых активов») и «экономного/бережливого производства», ага. Смысл все тот же – капиталистический – меньше работать, больше получать...

Производство «Дримлайнера» планировалось максимально вывести из столиц «Боинга» – Сиэтла/Эверта, заодно сократив численность работяг из профсоюза авиастроителей, который пил кровь у «Боинга» не по-христиански. По задумке Стоунсайфера «Боинг» должен был стать не производителем самолетов, а «системным интегратором»: «В тот момент мы были буквально зациклены на получении максимальной прибыли от проекта...»(с).

Собственно производство «Дримлайнера» было вынесено: в Уичиту – носовая секция, на «Воут» – хвостовые секции, «бочку» фюзеляжа – на итальянскую «Алению» и японскую «Кавасаки», центроплан на «Фудзи», крыло на «Мицубиси», далее по мелочи – Австралия, Китай и т.д... Причем все эти «комплектаторы» должны были сами вести контроль своей продукции и проводить необходимые испытания. С учетом завода в Уичите «Боинг» производил меньше четверти «всего» 787-го в живом весе. Только «собирал» из готовых комплектов, как мебель от Икеи. И получал все деньги (комплектатором деньги пообещал после полета первого опытного самолета – «учитесь, Киса!», который задержался всего на три года!). Вместо производства самолета должна была быть его «интеграция» из готовых секций.

Плюсом тут была и цельнокомпозитная конструкция «Дримлайнера» – «Боинг» с большим удовольствием дал под зад большому отряду квалифицированных клёпальщиков, которых надо было долго обучать и которые к тому же составляли «ударное ядро» вечно бастующего профсоюза. Вместо них нужно было только нанять обычных работяг «с улицы», которых нужно было «только» научить «затягивать» болты, которые скрепляли секции самолета. На бумаге было все прекрасно: согласно концепции «экономного производства» число рабочих мест на сборке самолета сокращалось на порядок! Дальше больше – работяг «с улицы» захотели обучить сразу нескольким операциям, а заодно возложить на них... контроль качества своей работы (это у нас законом о труде запрещено совмещение разных профессий – «проклятый Совок»!). На специальных курсах работяги (в свое свободное время!) проходили быстренько обучение и получали диплом «по всей форме»(с).

Во-о-о-от.

Наконец, на завод «Боинга» из разных концов мира (кроме Африки) стали прибывать сборочные секции, узлы и компоненты. Закипела работа. Внешне это напоминало «склейку» пластиковой модели самолета. И тут оказалось, что секции из Италии не стыкуются с секциями из Уичиты, а посадочные места для болтов не сходятся. Зазор между секциями составляя до 1 см, при расчетных 0,0006 мм! Более того, «комплектаторы» не успели «насытить» свои секции всем запланированным оборудованием и досылали его на «Боинг» медленной почтой. А «Боинг» уже на месте должна была разбираться, чего не хватает и как это монтировать.

Особенно сексуальной была стыковка секций на болтах. Казалось бы, это было проще, чем клепка. Но патентованный болт (патент «Эйрбаса», который «Боинг» банально спёр) состоял аж из шести деталей (гы-гы-гы), которые нужно было собирать в определенном порядке и затягивать с определенным усилием. Да, болтов – они из титана – банально не хватало. А отверстия под них в секциях не совпадали, и при сверлении можно было легко промахнуться, а заделать дырку в пластиковой конструкции – сами понимаете. И все это – «работягами с улицы», ага. В конце концов для «забивки болтов» (который оказался «слишком сложным» – болт, сложный, ага!) пришлось привлечь квалифицированных рабочих.

Приходившее для установки в самолет оборудование часто снабжалось документацией на «общедоступном» китайском или японском языке. Ее пытались переводить. Сборщики стали орать, что лучше никакой инструкции, чем такой перевод... Цитата: «в результате в цехах скопились десятки и сотни комплектующих и узлов без сопроводительной документации и должного оформления. И они еще попытались собрать вместе весь этот пазл!»(с)

Не удивительно, что когда собрали первую «бочку» фюзеляжа – в ней ничего не работало: «Проклятая бочка!» До «Боинга» дошло, что нужно снизить «давление» на комплектаторов по срокам, чтобы гарантировать качество работ и разобраться с надежностью...

А когда (с помпой, как полагается) выкатили первый собранный «Дримлайнер», в нем не хватало не только оборудования, но даже лючков и тех же болтов – в обшивке были дырки. Выкатку журналисты обозвали «Потемкинской», в очередной раз обидев Светлейшего. Особое впечатление у прессы оставило производство: «...все свободное место было заставлено оборудованием и оснасткой, что больше напоминало сборочные линии 1960-х годов, нежели планируемое компанией «Боинг» «экономное производство XXI века».

В конце концов до «Боинга» стало доходить, что что-то идет не так: «Наше терпение не безгранично» (реальные слова, а не из фильма «Ширли-мырли»). «Боинг» решил вернуться к сквозному контролю всей цепочки поставщиков, и на «площадки» комплектаторов прибыли специальные комиссии. И тут им открылось прекрасное: о какой надежности можно говорить, если производителей отдельных узлов (например, редукторов генераторов) не удалось установить!

Особая радость ждала представителей «Боинг» на фирме «Воут», которая делала и «наполняла» оборудованием центральные секции фюзеляжа. Поскольку предполагалась только «отверточная сборка», фирма «Воут» решила, что сможет обойтись этим делом без инженеров. Вообще! Вы же не приглашаете инженера для контроля сборки мебели Икеи? И тут раздался рык: «Запарю!»(с) «Боинг» поступил радикально – просто купила фирму «Воут» (две производственные площадки), чтобы навести там порядок железной рукой! Старое руководство на «Воут» успело собрать пресс-конференцию, на которой только сказало: «Сейчас нам будет больно!» Больше их не видели...

В целом эксперимент с «экономным производством» стоил «Боингу» задержки программы «Дримлайнера» на 3 года минимум, на данный момент чистые убытки под 30 млрд (половина ВВП небольшой страны типа Украйны, и «Боинг» по заключению госконтроля еще пытается их занизить, отнеся часть затрат на более поздние сроки). По крайней мере до 2018 г. все производство «дримлайнера» был убыточным – вроде сообщения о «переходе через равенство» не попадалось...

Ну, что, еще хотите «экономного производства»? Вы очень, очень богатый человек!

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
anikonov
Jun. 1st, 2019 01:09 am (UTC)
А что, в России абсолютно все необходимое для самолета производится на месте сборки
-- или все же комплектующие производятся на разных заводах?

Если американцы такие дураки, то почему российский авиапром находится в загоне?
-- а не вытирает ноги об Боинг и Локхид Мартин?
admiral_hood
Jun. 1st, 2019 04:01 am (UTC)
Потому что в 1990-е годы Боинг и Аирбас дали г-ну Христенко (тогда — вице-премьеру) много-много зелёных денег, чтобы он прикрыл лавочку.

Edited at 2019-06-01 04:02 am (UTC)
anikonov
Jun. 1st, 2019 07:18 am (UTC)
В 1990-тые страна была в штопоре из-за кризиса, начавшегося еще при Брежневе
-- в 1990-тых в стране смертность была как в стране ведущей боевые действия против агрессора.

Ксли не понимаете о чем я, то посмотрите фильм Алексея Балабанова "Жмурки"
c_c_gadsky
Jun. 1st, 2019 09:08 am (UTC)
То есть бонзам "Боинга" надо смотреть Балабанова и во всём случившимся под их руководством винить Брежнева.
Понятно.
admiral_hood
Jun. 1st, 2019 11:32 am (UTC)
При чём здесь авиапром?
tany_auditor_ya
Jun. 2nd, 2019 08:03 pm (UTC)
При чем тут "Жмурки"?
rabbit1960
Jun. 1st, 2019 04:02 am (UTC)
Я ничего не понимаю в авиастроении. Но разве раз в России плохо, то описанная история у Боинга - это хорошо?
anikonov
Jun. 1st, 2019 07:03 am (UTC)
Ну, цифры и стат. данные Вы понимаете?
-- сравните оборот капитала Боинга, Локхид Мартина с российским авиапромом.

Или просто посмотрите чем пользуются российские авиакомпании.при перевозке граждан по международным и внутренним линиям


Кстати, если не ошибаюсь,
-- кое-какие комплектующие для Боинга будут в скором времени или уже поставляются с уральских заводов.
rabbit1960
Jun. 1st, 2019 09:57 am (UTC)
Все, что Вы говорите для меня темный лес. Но почему на рассказ Автора о просчетах Боинга, Вы заговорили о проблемах в российском авиастроении? А не в немецком или в японском?
kirsam1
Jun. 1st, 2019 01:14 am (UTC)

Дай, как говорится, дураку хрустальный хрен в руки...
Обговняли такую идею.

allhandsondeck9
Jun. 1st, 2019 04:36 am (UTC)

Ох...автор из «пострадавших» от простого наведения порядка на производстве что ли?:-)))) где лин, а где распределение по субподрядчикам:-))))

termo_drova
Jun. 1st, 2019 05:43 am (UTC)
чухонцы которым чубайс сбагрил теплоэнергоцентрали п
до сих пор технологические карты профилактики и (или) ремонта агрегатов с узлами не оцифровали...
вот работяги на замусленных светокопиях начала 80-ых и разглядывают с лупой чертежи да инструкции, в коих через пару операций подпись мастера требуется, а через пяток другой старшего мастера!
но и тех, и других ужО оптимизировалО менеджЫрьё,
как и тех же арматурщиков высокого с низким да масляным (давления) совместили сократив штаты. сЧас еще подумывают газовую с канализационной обслугой объединить!
так накой про боинг?
кадЫ скоро ТЭЦ по городам Сибири взлетят...
aleks_visero
Jun. 1st, 2019 05:46 am (UTC)
Я расскажу как это было у нас. Был такой цех-инструментальный. Состоял они из 30 человек, делал всякий нестандартный инструмент и нестандартную оснастку для сборки вагонов, а заодно и для всего подсобного хозяйства завода. Заказов имел мало, но на изготовление любой детали по чертежу или даже простому рисунку требовалось три часа.

Решено-цех нафиг, будем брать у подрядчика. Окей, сроки резко возрастают до трёх недель, потому что до подрядчика 60 км, а не 600м, и гонять пустую фуру дорого. Но это не самое главное, изготовленная деталь/инструмент обычно банально не подходит (потому что за три недели придумали другой механизм на сборке). Деталь едет обратно, создаётся новая документация на неё, снова три недели. И она снова НЕ ПОДХОДИТ. Финиш.

В итоге буквально в коридоре создают новый инструментальный цех. Который делает то же говно, но уже за 4-5 часов (старых мастеров уволили).
valezian
Jun. 1st, 2019 06:13 am (UTC)
Ну это в общем история почти любого аиериканского производства. Они все сейчас работают по такому принципу, оставив у себя только наиболее маржинальный части - дизайн, сборку маркетинг продажи и сервисное обслуживание.

Самолёт просто технически очень сложное устройство, ну и у дримлинера почти все компоненты разрабатывали с нуля.

Лет через 20 у Боинга всё получится.
gans2
Jun. 1st, 2019 06:19 am (UTC)
Только мне эта история напомнила инициативу по созданию окололунной станции за счет частников?
general_dreamer
Jun. 1st, 2019 08:21 am (UTC)
Радость ваша несколько преждевременна.
gans2
Jun. 1st, 2019 11:57 am (UTC)
Радость? Экое кирикуку...
strelok_garry
Jun. 1st, 2019 08:41 am (UTC)
Вы прямо в точку! И мне тоже ... :)))
strelok_garry
Jun. 1st, 2019 08:43 am (UTC)
Слишком злорадно ...
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

afirsov
afirsov

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner