?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Во второй половине 50-х, как уже упоминалось ранее, в стране произошли различные «хрущевизмы» в оборонной и технической политике: отказ от многих типов самолетов (штурмовики, гидросамолеты, дозвуковые бомбардировщики и т.п.), артиллерии, тяжелых танков и т.п. Закрывались целые научные направления. Нельзя сказать, что все было зря – шла «научно-техническая революция», появлялись новые направления, на которые нужны были силы и средства.

Так, весной 1959 г. первое судно на воздушной подушке пересекло Ла-Манш. А у нас, как водится, все «подушки» - того... Нет, работы были – те же катера Левкова, однако уже тогда, в 40-е, было ясно, что без мощных и компактных двигателей и без вечной проблемы – угловых редукторов, эту задачу не решить. Собственно появление в 50-х годах уже отлаженных турбовальных двигателей и сдвинуло идею «воздушной подушки» с мертвой точки неудачных экспериментов. Соответственно в 1959 г. на ЦАГИ упала целая куча задач по СВП – теория, испытания, стенды, решения различных «мелких проблем». Последнее было связано с тем, что сразу внушительная толпа «энтузиастов» по всей стране бросилась «осваивать» новое направление и, соответственно, пошла куча «просьб»: «у нас ветром сносит», «у нас не поворачивает», «у нас забрызгивает» и т.д. Дело облегчалось, что тут же "за стенкой" сидели вентиляторщики: "Вам какой делать? Осевой, центробежный? Каналы профилировать будем? А то на кепочку не хватит"

Одна из идей той поры «энтузиастов»: танк боевая разведывательная машина на воздушной подушке.
Tank_VP1

Ага, известная тема современных «шуточек» про хрущевские «заскоки». Разрабатывался на Сталинградском Волгоградском тракторном. Такая помесь бронеавтомобиля и летательная аппарата. ВП – сопловая, сила тяги для движения создавалась вентилятором. Интересно, что рули направления и стабилизаторы были одновременно и крышками сопла двигателя и проточной части вентилятора (то есть, машина трансформировалась в нормальный автомобиль).

Формально, учитывая узкую целевую задачу использования на больших водных поверхностях и зон затопления и тонкое бронирование, машина действительно казалась курьезом. Но все течет, все меняется. Тонкая броня? Ставим комплекс активной защиты. И все: например, в Арктическом регионе достойных противников ему не будет – ПТУРы и РПГ будут «сниматься» КАЗ, а танки и артиллерию в тундровые болота не загонишь. Фактически весь Крайний Север и зимой, и летом представляет для такого «танка» идеальную среду обитания, где с ним по проходимости и скорости не сравнится никто.

Более того, если взять часть воздуха от вентилятора и подать на боковую платформу, у бортов которой поставить два таких «танка»:
Tank_VP2
то получается десантная платформа для перевозки тяжелой техники – тех же танков, артиллерии, ЗРК и т.п. – тех, что сам ни по болотам, ни по шуге, ни по эстуариям сибирских рек не пройдет.

Тогда, при Хрущеве, это оказалось не нужно (дураков лезть к нам в Арктику не было), а вот сейчас...

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
Богдан Покрышкин
Mar. 15th, 2019 11:29 pm (UTC)
Ну, после Туполевских аэросаней реактивных я уже ничему не удивляюсь.

Edited at 2019-03-15 11:29 pm (UTC)
kirindas
Mar. 21st, 2019 09:09 pm (UTC)
платформы для перевозки грузов по арктике с аэродинамической разгрузкой (савры) много кому предлагали, но нужны оказались они только нефтяникам и то штучно
afirsov
Mar. 21st, 2019 09:55 pm (UTC)
Да, такие ЦАГИ проектировал. Там еще много было идей
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

afirsov
afirsov

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner