afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

Как не надо делать самолеты - 5, или винглетов Вам не хватает?

Vingl2
Винглеты? Мы их использовали пару тысяч лет назад... Да, дальность полета увеличивается, но снижается скороподъемность, маневренность, стоимость изготовления растет... Отказались...

Довольно часто, когда видят наши последние пассажирские самолеты – «Суперджет» или МС-21, возникает вопрос: «А где винглеты? Почему у всех нормальных самолетов винглеты, а у наших нет? Без трансвеститов не модно...»

Что такое винглеты и с чем это едят, очень популярно объяснял своим студентам Сергей Михайлович Егер. Он поднимал вверх две руки: «Вот перед вами «крылышки Уиткомба». Что мы имеем? Уменьшение перетекания воздуха с нижней поверхности на верхнюю, снижение концевого вихря и, соответственно, индуктивного сопротивления.

Vingl3
Вчерась А350 "винглетом" въехал в "три топора" Боинга

- А теперь опускаем винглеты вдоль размаха, - Егер опускал руки горизонтально. - Что получаем? Увеличение подъемной силы крыла. Такое крыло несет больше и за счет большего удлинения опять же стало более экономичным! Что, лучше стало? Вот поэтому пока «на Туполеве» за проектирования самолетов отвечал я, на машинах «Ту» винглетов не было.

- Бывает, правда, когда по каким-либо причинам надо снизить интенсивность концевого вихря [сейчас это обычно требуют в аэропортах с интенсивным трафиком, чтобы уменьшить интервал между заходящими на посадку самолетами], тогда гораздо выгоднее загнуть законцовки вниз. Но... но при посадке в случае крена при боковом ветре их снесет. Так что лучше всего разбить концевой вихрь на два – вверх и вниз».
Vingl5
Шарклет - последняя мода

Да, лекции Егера слушал Погосян, так что отсутствие винглетов на «Суперджете» - явно не случайно.

Активные пользователи «винглетов» стали о чем-то догадываться, и вот сначала «Боинг», а потом «Эмбраер» поступили так, как предлагал Егер: они просто опустили винглеты горизонтально. И обозвали это «гребневой законцовкой»...
Vingl4
"Эмбраер" старого поколения (вверху) и нового - Е-2

PS. Да, принцип «кто нам мешает, тот нам поможет» в авиации используется давно. Вот и «Эрбас» решил, а не использовать ли концевой вихрь для чего-нибудь полезного? И решил провести испытания на полет самолетов строем на дистанции несколько сот метров друг за другом. Оказалось, что «поймав» концевой вихрь впереди летящего самолета под свое крыло, можно запросто экономить 3% топлива. Вот только вряд ли даже лоукостеры согласятся лететь на самолете в условиях постоянной болтанки...

Составлено из рассказов В. Бакурского и Ю Кузьмина

Vingl1
Ну, вы поняли :-)
Tags: Боинг, Суперджет, Эмбраер, чудеса на виражах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments