afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

Чудо-юдо волжского судоходства

Пост уважаемого Штабного монстра   monster в Какая же она всё-таки здоровая, эта "беляна"... навел на воспоминания четырехлетней давности.
 

При подготовки статьи Шпаковского в журнал "Мир техники для детей" про беляны не удалось найти фотографий сего чуда приличного качества. Но недавно "Марина открыла для себя" (с) уголок ЖЖ с "Записками скучного человека" (humus) с большой подборкой дореволюционных фотографий хорошего качества. Была там и серия "Путешествия по Волге". Ну не может быть Волга без белян на рубеже XX века. И точно отличное фото нашлось:  в Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 10. Только подпись странная - "Вид на реку Волгу около города Нижнего Новгорода. 1903 г. с. Макарьево, Нижегородская губерния". Ну, что есть то есть.

А так, сама статья Шпаковского для тех, кто не знает, что такое беляна:


Чудо-юдо волжского судоходства

– Какой самый необычный корабль на свете? – спросите вы, и, разумеется, каждый из вас ответит на этот вопрос по-разному. Кто-то назовет итальянский линкор ХIХ века «Италия», а кто-то – древнее судно «Александрина». Наверное, кому-то приглянется огромный парусник «Сантиссима Тринидад», а кому-то – супертанкер «Глобтик Токиос» или японский линкор «Ямато». Но если этот вопрос будет в кроссворде, то никому из вас его не отгадать! А все потому, что самое необычное судно на свете – это... волжская беляна, всего-навсего обычный «лесовоз»-самосплавщик.

 Но как «лесовоз», предназначенный исключительно для перевозки по реке брёвен, теса, дров, шпал, лыка и рогож, да к тому же еще и без мотора, плывущий сам по себе вниз по течению, может быть самым оригинальным и необычным судном?

Все очень просто. Стоит вам лишь взглянуть на внешний вид беляны и познакомиться с ее устройством.

Во-первых, беляны были очень велики. Сохранились данные, что их длина достигала 25 – 30 саженей (сажень – 2,13 м). А ведь были беляны и в 40, 45, 50 саженей. Фактически это была длина крейсера «Аврора», а высота борта достигала почти 6 метров! Само собой разумеется, что такими огромными беляны сделались не сразу, но уже к концу ХIХ века размерами белян никого на Волге было не удивить. Однако еще более от всех других судов, плававших здесь, они отличались своей грузоподъемностью и огромной осадкой. Так, например, малые беляны могли принять груз весом в 100 – 150 тыс. пудов (пуд – 16 кг), а большие – до 800 тыс. пудов, что дает нам вес в тоннах, равный… 50 000!

На постройку одной средней волжской беляны употреблялось около 240 сосновых брёвен и до 200 еловых, причем суда эти были плоскодонными! Дно было из плоских еловых брусьев, а борта из сосны, но потоньше. Шпангоуты располагались с уклоном наружу, а толщина их составляла от 27 до 35 см. Располагались шпангоуты очень часто. Расстояние между ними составляло не более полуметра, в результате чего конструкция бортов и днища была исключительно прочной. Интересно, что изначально беляны строились без единого гвоздя, и только потом их начали скреплять болтами и сколачивать железными гвоздями. Поэтому на одну большую беляну требовалось ещё  от 75 до 100 пудов железа. Швы конопатились мочалой и еловой паклей, и этого всего хватало для того, чтобы обеспечивать их герметичность. Обшивка беляны снаружи – обыкновенные струганые доски, прибитые одна к другой наподобие тесовой крыши.

Очертания корпуса судна были таковы, что беляна оказывалась слегка заостренной как спереди, так и сзади и при этом управлялась огромным рулем – лотом, имевшим вид самых настоящих ворот, сбитых из тесовых досок. Правда, ввели лот в 70-е годы ХIХ века, а до этого на белянах, как и на других волжских баржах и барках, стоял относительно небольшой руль, а также вёсла и паруса. Однако с лотом необходимость во всём этом отпала. Теперь беляна сплавлялась вниз по реке кормой (!) вперёд и лишь время от времени ворочала огромным лотом, словно ленивый кит хвостом. Благодаря этому беляна всегда могла быстро уйти с опасного направления и для своего огромного водоизмещения обладала завидной манёвренностью.

Кроме лотов, составлявших главное «вооружение» беляны, на них еще были якоря: становые, подпускные и запасные. Причем некоторые из них весили до 140 пудов, а малые 20, 30 и 40 пудов. Что же касается снастей, а якоря за борт спускали на канатах, то их требовалось очень много. Например, вес снастей средне-волжской беляны достигал 420 пудов смоляных пеньковых канатов и до 750 пудов канатов мочальных.

Однако самое интересное заключалась в том, как эти суда выглядели с грузом. Ведь что они везли? Белый лес, то есть брёвна, обработанные стволы, имевшие, кстати, желтовато-белый цвет, что, собственно говоря, и дало название этому типу судна. К тому же беляны и сами по себе были «белые», так как их не смолили. Впрочем, есть и такая точка зрения, что назвались беляны так из-за того, что в основном их строили на реке Белой и уже оттуда, гружённые лесом, они спускались вниз по Волге-матушке.

А вот грузили их так, как не грузили и не грузят до сих пор ни одно судно в мире. И этим самым беляна тоже отличается от других. О том, какой опытности и сноровки требовала загрузка белян, свидетельствует старинная народная пословица: «Разберёшь беляну одними руками, не соберёшь беляны всеми городами».

Почему так?

Дело в том, что лес на дно беляны укладывался правильным прямоугольным штабелем со многими пролётами для его проветривания и для того, чтобы иметь доступ к днищу на случай его течи. Груз при этом не касался бортов, и они оставались открытыми. Это делалось опять-таки для целей проветривания, а также чтобы тяжелый груз на них бы сильно не давил. Но так как в этом случае на борта снаружи очень сильно давила вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, или упоры, которые при осадке леса, по мере его высыхания, заменялись на большие. Как только в ходе загрузки лесная кладь начинала превышать высоту борта, ее начинали выводить на борта, образуя так называемые роспуски или разносы, располагавшиеся на толстых разносных брусьях. Разумеется, делать это надо было так, чтобы не нарушить равновесия судна. Разносы иногда выступали за борт на 4 или более метров в обе стороны, так что ширина судна по верху была значительно больше, чем внизу, и достигала чуть ли не 30 метров! Роспуски также укладывались пролётами для проветривания и предупреждения плесени, так что количеством их как раз и определялась грузоподъёмность беляны. В старину говорили, например, о том, что такая-то беляна была о трёх пролётах, другая – о четырёх пролётах и так далее.

Верхняя палуба, настилавшаяся из тесовых досок поверх пролетов, обычно была совершенно ровной и этим самым напоминала палубу современного авианосца. На ней устанавливались 2 или 4 ворота для подъёма якорей и регулирования натяжения удерживающих лот канатов. Зато ближе к корме на белянах по обоим её бортам ради равновесия устанавливались по две небольшие деревянные избушки, в которых обитала команда беляны. Между крышами этих избушек, или «казёнок», перекидывался высокий мостик с резной будкой посредине, в которой обычно находился лоцман.

Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, а потом, с увеличением её размеров, до 60 - 80. Многие из них работали на помпах, откачивая воду из корпуса, который чаще всего понемногу протекал. Помп этих было 10 - 12 штук, причем беляну старались загрузить так, чтобы ее нос погружался в воду более глубоко, чем корма, и вода бы туда стекала.

Особого расцвета строительство белян достигло в середине ХIХ века в связи с началом массового пароходного движения по Волге. Поскольку пароходы, а их было до 500 штук, в то время ходили на дровах, то и дров требовалось огромное количество. А дрова в волжские порты завозили на белянах. В связи с переходом на нефтяное отопление спрос на дрова упал, но всё равно белян в конце ХIХ века строили до 150 штук ежегодно!

Служить белянам приходилось только одну навигацию! Достигая низовьев Волги (обычно Астрахани), беляны целиком и полностью разбирались на строительный материал и на дрова. Лишь небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, после этого иногда шли назад, влекомые бурлаками. Но потом и они тоже разбирались на дрова. Держать беляну больше одного сезона оказывалось невыгодно!

История белян интересна еще и тем, что некоторые из них за сезон даже успевали разобрать и собрать. Так, небольшие беляны в том месте, где Волга подходила близко к Дону, причаливали к берегу, лес из них выгружали и конными повозками перевозили на Дон. После этого разбирали беляны и также доставляли на берег Дона. Затем их вновь собирали, грузили и доставляли на них лес уже в низовья Дона.

А теперь посудите сами, насколько творческим и находчивым народом были наши предки, когда они, имея под руками огромные запасы древесины, сумели выработать столь интересный и оригинальный тип транспортного речного судна, рассчитанного всего лишь на один сезон! Ведь из беляны абсолютно ничего не уходило в отходы, и даже обе её «казёнки» продавались в качестве совершенно готовых изб!


Tags: беляна Волга судоходство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ну, и за тимберовку!

    Базовые тральщики проекта 1265 "Яхонт" спроектированы уже более 40 лет назад, но продолжают служить в нашем и в зарубежных флотах.…

  • Юмор нашего городка

    Из сводки 1-го воздушного флота фрицев: Надену-ка очки на левое ухо, чтобы лучше слышать: что такое Fw 185 (два которых сгорели в ангаре во время…

  • Объявленное унижение

    Иранская ракетная атака на пиндоскую авиабазу Ираке "Аль Асад" год назад. Видео снято с беспилотника: Предупрежденные заранее американцы убрали с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment