afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

Одна авария и одна катастрофа

55 лет назад была сделана эта фотография, часто публикуемая в изданиях как по авиации, так и по самому бомбардировщику В-52
B-52H
10 января 1964 г. бомбардировщик В-52Н бортовой 61-023 под управлением летчика-испытателя Чарли Фишера провел полет в условиях сильной турбулентности у Восточного испанского пика в штате Колорадо. Самолет нес на пилонах пару крылатых ракет «Хаунд дог». Целью испытаний была проверка возможности полета на малых высотах «пятьдесят второго», так как появление советского 75-го зенитно-ракетного комплекса сделало фактически невозможным прорыв на больших высотах, оптимальных для В-52. Боевая авиация тех лет во всю старалась «прижаться» к земле.

На скорости 640 км/ч и высоте 4400 м самолет, проходя мимо горного пика (высота 3900 м), попал в самый настоящий «переплет»: «...турбулентность от горного пика и боковой ветер... Сначала справа – до 14 м/с, потом сменился на левый – до 11 м/с, который резко возрос до 45 м/c...». В результате от самолета отлетел киль... Фишер в течение шести часов летел на самолете без киля до аэродрома в Арканзасе... Самолет потом отремонтировали, и он летал до 2008 года.

А о полетах В-52 на малых высотах пришлось забыть: во Вьетнаме В-52 бомбили Север с больших высоте, потеряв по крайней мере 17 самолетов от ракет С-75-х... Это стало толчком к оснащению В-52 «крылатыми ракетами» «Томагавк» - залог долголетия «Старой леди»...

А 65 лет назад меньше повезло экипажу и пассажирам британского реактивного лайнера Де-Хэвиленд DH.106 «Комета» I рейс 781 «Британских заморских авиалиний»...

Comet I
На переднем плане. Он был первым серийным самолетом, а за ним летят два опытных самолета -"прототипа"

...10 января 1954 года, через 20 минут после взлета связь с самолетом внезапно прервалась. «Комета» упала в воды Средиземного моря у острова Эльба... Обломки нашли через месяц... Четвертая «Комета», потерянная за 14 месяцев. Это заставило серьезно отнестись к расследованию: обломки подняли из воды, реконструировали фюзеляж. Исследование показало, что разрушение самолета началось с обычного заклепочного отверстия у выхода антенны пеленгатора – трещина пошла дальше к иллюминатору, а потом в хвостовую часть. В результате хвост просто оторвало от самолета, крылья сложились, горящее топливо хлынуло в салон...

Дальнейшее расследование показало, что фюзеляж самолета выдерживает всего лишь 1000 циклов наддува салона (оно поддерживалось эквивалентное высоте 2 400 м на рабочем потолке в 8000 м), а разбившийся самолет успел пройти 1290 циклов наддува в 3700 ч налета... Наземные испытания по наддуву (гидравлически) самолета полностью подтвердили картину разрушения. Авиация только осваивала пассажирские герметичные салоны с наддувом - опыта и методик было мало.

Через четыре месяца аналогичным образом разрушился самолет юаровской авиакомпании, после чего эксплуатация «Кометы» была запрещена... Фактически тем был поставлен крест на карьере первого эксплуатируемого реактивного пассажирского самолета.

Спустя два года в 1956 г. в Лондон прилетит Советская делегация на трех реактивных пассажирских Ту-104, сильно удивив англичан. В течение трех лет единственным летающим на пассажирских линиях реактивным самолетом станет именно детище Туполева. Собственно поэтому советская пропаганда и называла Ту-104 первым реактивным пассажирским самолетом, хотя вернее было его назвать все же «единственным». Забавно, что действительно первый в мире гражданский реактивный самолет - Ил-20 - почтовая версия бомбардировщика Ил-28 так и останется в безвестности. А потом появятся Боинг 707 «с огромными двигателями»(с) и Дуглас DC-8...

Англичане таки cходят в лес и принесут елку доделают самолет – уже четвертый вариант «Кометы», но время будет упущено безвозвратно...
Tags: b-52, авария, катастрофа, пассажирские самолеты, чудеса на виражах
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments