?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тут, в качестве поощрения, за участие шведов в текущих «условных воздушных боях» с русскими самолетами над Балтикой, пиндосы решили наградить несколько бывших пилотов шведских ВВС за «спасение» своего разведчика – легендарного SR-71. Для этого откопали старую историю про очередной отказ на «Черном дрозде» (вообще он глючил по-черному) во время разведки нашего Балтийского побережья. На «Дрозде» тогда отказал один из двигателей, и ему пришлось «ковылять» на базу в ФРГ прямо через шведское воздушное пространство (через Готланд). Шведские «яктвиггены» перехватили его и сопроводили до датских террвод. Типа, защитили от коварных «советов», которым больше делать нечего, как вторгаться в шведское воздушное пространство, ага.

Только тут анекдот в вопросе: «А как вообще шведские истребители оказались рядом с «подранком» так быстро и непринужденно»? Дело в том, что полеты SR-71 шведы использовали для ... тренировки своих пилотов по перехвату скоростных целей - «Охота на «дроздов»! Он же «Марлезонский балет»(тм).
SR71_1

В 80-е годы над Балтикой действовал так называемый «балтийский экспресс»: раз в неделю SR-71 пролетал на М=3 и высоте 21-22 км до советской границы, и не пересекая ее шел вдоль на север, потом сворачивая обратно. Шведы решили воспользоваться этим удобных случаем для тренировки своих пилотов истребителей-перехватчиков JA-37 «Вигген». До этого, они пытались перехватывать «дроздов» на J-35 «Драконе». Но оказалось, что тот не имел средств, необходимых для точного выхода в точку перехвата – а сближение осуществлялось на встречных курсах, на суммарной скорости М=5. Поэтому любое отклонение от курса вело к срыву захвата РЛС.

На «Виггене» было другое дело: там стояла одна из первых на Западе цифровая система передачи данных, а потом с 1981 г. вообще появился аналог будущей «Распределенной тактической информационной системы» США – шведы тогда лидировали в области бортовых информационных систем. Кстати, «Вигген» были и первым самолетом, получившим «стеклянную кабину», правда, еще на базе «черно-белых телевизоров». Но они отображали на экране всю тактическую обстановку.

Главной проблемой для пилотов «виггенов», которых на перехват выводила «распределенная система», было выдерживание параметров работы двигателя (чтобы исключить помпаж) и стараться не превысить угол атаки при наборе высоты, так как при максимальном угле склонения РЛС в –15 гр, цель могла «уйти» под РЛС-горизонт. Еще одной из проблем было ограничение высоты полета в 16 км, так как шведы летали без компенсационных костюмов.

О пролете «Черного дрозда» шведы получали информацию где-то за час (засекали практически сразу после взлета с авиабазы Бравалла) – так как разведчики всегда проходили через точку «Коден» в 80 км южнее Копенгагена. На перехват JA-37 стартовали чаще всего с самой «удобной» авиабазы «Ронеби». «Атака» начиналась где-то в 30-50 км юго-восточнее Готланда, когда разведчик уже возвращался назад, повернув в 80 км западней «Шведских островов» (Эзеля). «Черные дрозды» первоначально пытались срывать захват РЛС шведских перехватчиков постановкой активных помех, но шведы довольно быстро научились отстраиваться от них: «У нас у самих хорошие средства РЭБ были!»

«Когда выполнял первый перехват шведскими ВВС «Черного дрозда», тот возвращался от границ Союза. Система управления выдала данные на перехват. Вывожу самолет точно на встречу цели – курсовой угол 180 гр. На 8 км разгоняюсь до М=1,35, далее беру ручку на себя и набираю высоту с разгоном до М=1,7-2,0, достигая 18-20 км. ...Радар обнаруживал цель на максимальной дальности, после чего немедленно ее захватывал. Условный пуск ракет «Скайфлэш» осуществлялся на очень высокой встречной скорости М=4,5 – 5. Всего на моем счету было пять успешных перехватов SR-71, три визуальных контакта».
SR71_2
"Вигген" с полным "обвесом". Ракеты "Скайфлэш" - британский аналог ракет "Спэрроу" - на внутренних пилонах под крылом.

Еще одной проблемой было не столкнуться с «целью». Если перехват был неудачным, – не беда, через неделю условная цель прилетит снова...

Во время очередного подобно перехвата в 1987 г. шведы и встретили «подранка» на одном двигателе. И потренировались в перехвате, и медальки спустя 30 лет получили :-)

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
nickdk80
Dec. 5th, 2018 05:53 am (UTC)

А потом кино снимут. С пафосом, превозмоганием, злобными русскими пилотами, которые уже вот-вот расстреляют беззащитный мирный разведчик... Но тут из-за облаков эскадрилья "виггенов" в плотном строю!

outlier_v
Dec. 5th, 2018 06:51 am (UTC)
Так перемога же! Снимут непременно.

А вообще шведы раньше были молодцы.
harbinger001
Dec. 5th, 2018 07:13 am (UTC)
И он всяко будет получше "творения" "т 34"
mikhaelus
Dec. 5th, 2018 12:34 pm (UTC)
Вот фоточка того самого SR-71 от тех самых шведов:

Взято отсюда.
goussack_andrew
Dec. 5th, 2018 08:30 pm (UTC)
>шведы тогда лидировали в области бортовых информационных систем
интересно, а какие предпосылки?
списки-то короткие:
https://en.wikipedia.org/wiki/Category:Defence_companies_of_Sweden
https://en.wikipedia.org/wiki/Category:Aerospace_companies_of_Sweden
микроэлектроника, считай, отсутствует как класс.
но сааб отжигал по полной. у виггена ещё и комп выдающийся для своего времени.
да и у ериксон лампы для радаров откуда?
afirsov
Dec. 5th, 2018 10:17 pm (UTC)
Ну, у шведов не было проблем с покупкой западных комплектующих :-) потом они и сами могут - недавно одними из первых сделали АФАР на нитриде галлия, даже премию какую-то за это получили. Вообще они любители нестандартных решений - порой достаточно "простых" или простоватых, но работает. В аэродинамике, кстати, тоже. Вот, например, у того "Виггена": носовое "крыло" - это что такое?
goussack_andrew
Dec. 8th, 2018 10:47 am (UTC)
знать науку, уметь технологию и делать серийку - это совершенно разные вещи.. ems, конечно молодцы, но в третье они не особо способны. в частности, поэтому и были выкуплены saab.
и проблемы с комплектующими были: не зря уже на поздних молниях боёвка уже от янки.

ну в аэродинамику я совсем не спец, беглое шукание рассказало про биплан-тандем. что порвало моё сознание, ибо я было думал, что при улучшении впх, наоборот, приведёт: к уменьшению максимального угла атаки из-за аэродинамической тени, да и при срыве потока к турбулентности в районе основного крыла..
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

afirsov
afirsov

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner