afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Categories:

К 100-летию ЦАГИ: Имперский истребитель

Путь развития нашего флота после Великой Отечественной принято ругать: типа, понастроили кучу кораблей, «упустивших время», «адмиралы готовились к прошедшей войне», «такие корабли надо было строить перед войной» и т.п. В общем, «сейчас такое не носят»: «где стабилизированные установки, автоматическое заряжание, высокие параметры пара»? Ага, только пока бы все это довели, упустили бы лет 5-10, а что бы получили в итоге?

«Народ» как бы забывает, что с начала 50-х годов ВСЕ флоты – и продвинутые по итогам ВМВ, и как наш, оставшиеся с устаревшими проектами еще довоенной «опробации», оказались в одинаковом положении. Они были бессильны против появившейся реактивной авиации. Что толку от стабилизированных автоматических артустановок, когда Ту-4 пускают противокорабельные ракеты с дистанции 80 км, бросает управляемые бомбы с высоты 10 км, а реактивные Ил-28 и Ту-14 атакуют с малых высот с помощью ракето-торпед? Даже МиГ-17 с парой 250-кг уже представлял серьезную угрозу для любого корабля 40-50-х годов. С появлением реактивной авиации практически все боевые корабли устарели, за исключением подводных лодок и ... авианосцев! Одних трудно было увидеть, другие могли противопоставить то же оружие – реактивную авиацию. Клин – клином!

В таких условиях постройка кораблей проектов, для которых промышленность уже освоила вооружение, силовые установки и приборное оборудование – было разумным решением, позволившим быстро создать мощный костяк флота, на который позже, как на рождественскую елку, уже Горшков вешал свои «красивые игрушки», оснащенные многочисленными зенитно-ракетными комплексами, «гатлингами», «вертикалками» и проч...

Но проблема защиты даже таких кораблей в 50-е годы от этого не становилась проще. Шансов потянуть постройку авианосцев и палубной авиации у нас тогда не было.

Зато была одна идея, которую, кстати, пытались копать и американцы – создать реактивный гидроистребитель. Такой самолет мог прикрыть корабли хотя бы в местах базирования, а также там, где невозможно было обеспечить непрерывное прикрытие сухопутными истребителями. В крайнем случае перекидывать «авиаматками», как еще в Гражданскую.

"Путь в неизвестное"(с) традиционно возложили на ЦАГИ:
Lyga1
Один из первых вариантов гидроистребителя

Фюзеляж гидроистребителя виделся в форме лодки, а взлет предполагался, учитывая его высокие посадочные скорости, с помощью новомодных гидролыж – их можно было без особых проблем убирать в полете. По крайней мере с компоновкой на истребителе было меньше проблем, чем с подводным крылом – такой вариант также рассматривался:
Lyga6

Lyga5
Испытания на открытой воде модели гидроистребителя со стреловидным крылом и с гидрошасси из подводного крыла и стабилизирующих гидролыж

Натурные опыты с гидролыжами стали ставить все на том же Бе-8. Полеты в 55-56 году показали, что взлетно-посадочные характеристики Бе-8 улучшились, и особых проблем не было.
Lyga3

Lyga4
Испытания Бе-8 с гидролыжами

В результате последовательных доработок возник проект сверхзвукового гидроистребителя с треугольным крылом на гидролыжах «с повышенной дальностью полета». Взлетный вес оценивался в 14 т. Скорость с двигателем АЛ-9 – до 1700 км/ч. Дальность полета – 2000-2100 км. Истребитель должен был иметь бортовой локатор и вооружение из пары 23-мм пушек и/или двух ракет «воздух-воздух». Для взлета-посадки самолет имел одну основную гидролыжу и две стабилизирующих.

Lyga2
Схема доработанного варианта гидроистребителя с треугольным крылом

В целом проект был уже хорошо проработан... Но далее, как многие уже догадываются, – «ракетизация всех вооруженных сил». Появился уже С-75, появилось многое что еще на «ракетной тяге». Это стали пытаться размещать на кораблях, потом пошли специализированные морские ЗРК для специальных проектов. «Авиация устарела...»(с) Да, наверное, на исходе 50-х так смотрелось. Места базирования можно было прикрыть ЗРК, а на переходах как-нибудь прикроет береговая авиация.

Но... интересная альтернатива была. В 60-е «Коммунистическая империя» стала стремительно расширяться за счет освобождающихся западных колоний, вскоре заняв 40% суши. Потребовалась поддержка как наших новых союзников, так и флота, вышедшего в океан впервые после русско-японской войны. Без авианосцев. В таких условиях гидроистребитель мог играть важную роль «на отдаленных территориях». Ему не требовались многокилометровые бетонные взлетные полосы, с которых в 60-е взлетали тогдашние истребители, и которые в Африке-то быстро не построишь. Несколько гидроистребителей, размещенных на закрытой от волнения акватории порта или бухты, могли быстро «застолбить» место в радиусе несколько сот километров, прикрыв и флот и союзников до подтягивания «сухопутчиков». Не говоря уж о том, чтобы положить господству над морем многочисленных патрульных, противолодочных и разведывательных самолетов США и других НАТО...

Но это «сложная» альтернатива для нашей истории
Tags: ЦАГИ, гидросамолеты, истребитель, юбилей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Красоты в ленту: два "Яка"

    Свежее из Жуковского Кабина МС-21 Як-152 в полете...

  • Ну ты и nГАД!

    Интересная ту графика из "Планов закупок" ВВС США на ближайшие пять лет. К заметке о программе NGAD - истребителя 6-го поколения: Характерно, что…

  • Цитата дня

    "Толстый, медленный, тупой, не хотим играть с тобой!" Пентагон регулярно проводит различные военные игрища. Так, прошлой осенью…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments