afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

"Как не надо делать самолеты"(с) - 2

«Как известно»(с), проектирование и конструирование самолета – задача заумная, формул много, и чем человек больше их знает, тем, вроде, лучше должен получаться самолет. Однако, история авиации знает весьма разные примеры. Вот как-то в конце Гражданской войны летчики, замученные эксплуатацией «Царь-самолета» («Ильи Муромца», то есть, – ну это как из «Царь-пушки» пострелять или позвонить в «Царь-колокол»), попросили создать «нормальный» бомбардировщик. За дело взялся самый цвет отечественной авиационной науки, начиная от академика Жуковского, кончая мало известным тогда Туполевым, и весь ЦАГИ – аж 50 человек там было. Созданная комиссия (КОМТА) провозгласила задачу создать «научно обоснованный и рассчитанный» самолет в противовес творению недоучившегося студента Сикорского... Результат известен – бомбардировщик, названный по имени комиссии КОМТА, с трудом поднимался в воздух и по большому счету летать не мог (максимальная скорость полета была практически равна минимальной). Ну, членов КОМТА можно понять – в отличие от того же Сикорского у них не было практического опыта строительства самолетов, и соответственно понимания, «что в этом деле важно, а что не очень». И главное – видеть за формулами реальные физические процессы, а не просто цифры.

Что удивительно, но на эти грабли конструкторы самолетов наступают с завидным упорством. Вот однажды молодая, но перспективная и никому не известная американская фирма «МакДоннелл» - стартап, созданный в канун Второй мировой войны, предложила Пентагону проект необычного самолета, в плане напоминающего нетопыря. Так и прозвали – «Летучая мышь».

Form8
Кто в «избе-пятистенке» смотрел и согласовывал проект – не понятно, но Джеймс МакДоннелл получил для своей фирмы заказ на его изготовление под очередным номером истребителя армейской авиации «67». Видать, обещанная скорость в 755 км/ч потрясла воображение военных.

Да, самолет, конечно, до сих пор удивляет любителей авиации своими формами, ... вернее «зализанностью». Идея конструкторов фирмы была в том, что максимально сглаженные формы обеспечат самолету минимальную смачиваемую поверхность, и следовательно, минимальное сопротивление трения, и минимальное сопротивление интерференции... Надо сказать, что на тот момент «зализы» были на всех скоростных самолетах – они минимизировали явление интерференции потоков, например с фюзеляжа и крыла. Но считать их никто не умел. Зализами обычно занимались самые опытные аэродинамики, проведшие много тысяч часов в аэродинамических трубах. На модели они пальцем «выводили» зализ из пластилина, потом дули в трубе, потом опять «выводили», дули и так много много раз. При получении удовлетворительного результата с пластилинового зализа снимали шаблоны, и они уже шли на чертежи. Видать, кто-то так и вывел «зализы» для проекта МакДоннелла.
Form7
Продувочная модель

Form4
Вот мы какой гладенький!

В-о-о-т... Самолет ХР-67 построили, испытали, но заявленных высоких характеристик почему-то не получили: «Взлетная дистанция была слишком большой, начальная скороподъемность - низкой, приемистость – плохой». Максимальная скорость с трудом достигала 650 км/ч. Трудно сказать, как просчитывался проект самолета (а он неоднократно проходил макетные комиссии и дулся в НАСА!), но, похоже, конструкторы забыли о простейшей формуле воздушного сопротивления:
Form1
С этого должны начинать, а мысли несутся – «дальше, дальше, дальше»... А из нее виден один малоприятный для самолета факт – его воздушное сопротивление Х прямо пропорционально «характерной» площади S – максимальной площади сечения. А она, о да, при «зализывании» самолета-то увеличилась! Вот и недобор скорости. Сравним профили двух двухмоторных истребителей – ХР-67 и британского Де-Хэвиленд «Хорнита».
Form2

Да, при приведенном к единому размаху площадь сечения «Хорнита» на 10% меньше (на самом деле еще меньше – у «Хорнита» был меньше размах крыла). Поэтому, несмотря на «угловатые формы» скорость «Хорнита» достигала 770 км/ч – практически пропасть по тем временам между двумя самолетами.

Form3
Де-Хэвиленд "Хорнит" - самолет нормального человека

Form5
... и самолет "курильщика"

Это потом у фирмы были «Вуду» и «Фантом»..., но первый «блин» «МакДоннелла» был реально комом. А народ до сих пор ставит опыты, «как обмануть природу» - то винглеты начнет лепить, то правило площадей пошлет, то идею подкинет на трансзвуке пассажиров возить...

"Рассказал" Виктор Бакурский
Tags: самолеты нестандартных схем, чудеса на виражах
Subscribe

  • Друг танкиста - кувалда

    Су-100 применялись еще во время вьетнамской войны, но вьетнамцы их списывать со счетов не собираются: Сам "кувалдинг" - очистка траков…

  • А это что за "географические новости"?

    У американцев в школе летчиков-испытателей разбился самолет MB-326 "Импала", оба пилота успешно катапультировались... Но откуда, Холмс? UPD.…

  • Ну, и за тимберовку!

    Базовые тральщики проекта 1265 "Яхонт" спроектированы уже более 40 лет назад, но продолжают служить в нашем и в зарубежных флотах.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Друг танкиста - кувалда

    Су-100 применялись еще во время вьетнамской войны, но вьетнамцы их списывать со счетов не собираются: Сам "кувалдинг" - очистка траков…

  • А это что за "географические новости"?

    У американцев в школе летчиков-испытателей разбился самолет MB-326 "Импала", оба пилота успешно катапультировались... Но откуда, Холмс? UPD.…

  • Ну, и за тимберовку!

    Базовые тральщики проекта 1265 "Яхонт" спроектированы уже более 40 лет назад, но продолжают служить в нашем и в зарубежных флотах.…