afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

- Ши-и-ит! Кто вас так учил взлетать? "Не помню... Всегда так делали..."


Тут коллега как-то делился: «Только почитав работы ЦАГИ по экранопланам понял, почему так хорошо бились «мессершмитты» Bf 109 на посадке. У них был большой стояночный угол, да еще предкрылки, и на посадке у земли при благоприятных условиях (направление ветра, температура и т.п.) возникал экранный эффект. При полете «на экране» стабилизатора «мессера» для балансировки не хватало, а поймать этот эффект в аэродинамической трубе не могли – дуть вблизи «экрана» не умели... Соответственно как-то выявить и решить проблему так и не сумели...»

Рассказ этот вызвал острое чувство дежавю – где-то про этот «эффект экрана» читал совсем недавно. Через пару дней дошло – отчет об аварии F-22 на авиабазе Фэллон 13, ага, апреля этого года. Крайне занимательное чтиво, про «порядок в этом виде войск»...

Главной причиной того, что самолет стоимостью порядка 400 млн долл. (с НИРом, модернизациями и проч.) грохнулся на взлете на полосу и пропахал на «брюхе» пару километров, стало нарушение пилотом техники взлета на F-22. Как показал «черный ящик» пилот при взлете оторвал переднее колесо на скорости 225 км/ч – это вместо 255 по инструкции (на самом деле, учитывая превышение базы на уровнем моря в 1200 м, расчетная скорость отрыва колеса получалась вообще 270 км/ч!). На вопрос пилоту, «где вы этому научились»? последовал ответ: «Слышал от кого-то, от кого не помню, кажись, еще в 90-е годы во время обучения на самолет...» Ага, типа «колесо можно вообще отрывать на скорости 225, вместо 255...». Интересно, что исследования показали, что такую технику взлета использовали практически все пилоты «репторов», причем даже в «учебке».

Дело в том, что при управлении вектором тяги самолет позволял преждевременно поднимать переднее колесо, и под ним образовывалась «воздушная подушка» - экранный эффект, который позволял оторвать самолет от земли на скорости меньше официальной взлетной. Причем в инструкции использование экранного эффекта для взлета не рекомендовалось – сопротивление разгону получалось больше, взлетная дистанция увеличивалась по сравнению с обычным взлетом.

Главной ошибкой же пилота стало то, что он убрал шасси через секунду после отрыва от полосы на скорости официально меньшей взлетной – 305-320 км/ч. Причем, как «это делают все пилоты», даже не удостоверившись, что достиг взлетной скорости, только по ощущениям, что самолет оторвался от полосы. Кстати, вот этого в «учебке» пилоты себе не позволяют, – это «шик» характерен для строевой части. Типа, двигатели мощные, всё вынесут. Оказалось, что в 80% случаев пилоты убирают шасси на скорости меньше взлетной.

В данном случае сказалась дополнительная проблема – высота аэродрома на морем выше, и скорости отрыва должны быть тоже выше. К тому же, есть определенные проблемы с поведением самолета, которые усугубляются именно с ростом высоты - "Боец, бей в уязвимые места врага!".

В результате самолет и оказался «на брюхе»... а Пентагон попал миллионов на 20... – Прокати нас, Чарли, на «экране»! ...Чувак летел для подтверждения своей квалификации по программе «Топ Ган»! Ага
Tags: f-22, Ме 109, Мессершмитт, ЦАГИ, авария
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments