Открывает наш обзор «слез и боли» украинская «фирма» имени О.К. Антонова... Хотя, чем там открывать? Фактически от украинских «региональников» осталась одна «шкурка» - каким-то образом «народ» там числит портфель заказов аж на 19 самолетов, из которых ... на 10 Ан-178 (типа, для Азербайджана) – рыдать здесь.

Всего за год поставлен один Ан-148 – нашего производства, так полагаю... Тут даже хоронить нечего.
Далее идет китайская AVIC (или AIC – как сокращать) с «турбопропом» МА-60/600 – известного тем, что минимум десятая их часть разбилась досрочно. И вообще машина не то что для стран «3-го мира» – даже для 4-го. Есть правда в портфеле 46 заказов от забытых богом и авиацией перевозчиков...

Ясно, сколько Ан-24 не переделывай, машина требует срочной замены – но с МА-700 пока только рекламные проспекты на виду.
«Бомбардье» (RIP) – интересно глянуть, на чем фирма надорвалась.

А вот – в 2008 г. практически одновременно с «Суперджетом» канадАцы выпускают свой самый большой «региональник» – CRJ1000 на 100 мест – тот же «формфактор», что «Супер». Только то, что «растянули» самолет предыдущего поколения – забыли. Ожидаемо получили только 68 заказов («Суперов» уже выпущено более 170 и 140 летает на линиях!) – портфель остался только на 5 заказов. Общий объем заказов этого подразделения фирмы – 56 машин – в два раза меньше, чем «Аэрофлот» недавно заказал «суперов»! Понятно, что лавочку пора прикрывать.
Объем заказов на «турбопроп» «Бомбардье» – Q400 – 62 шт. также не внушает оптимизм, производство еле теплится (поставлено за три квартала только 9 самолетов) – явный слив «Эрбасу». Фактически бизнес «турбопропов» продан за копейки – 300 млн. Наши предлагали больше, но... «канадцы» (тм)!
Восточные «слезы и боль» – то, как японцы разрабатывают свой «региональник» MRJ.

Последние «оптимистичные» новости – головной концерн «Мицубиси» решил бросить в «печку» программы еще 1,9 млрд долл. Это при первоначальных затратах по некоторым данным 1,7 млрд! Помните, у нас вопежИ по поводу субсидирования государством «Супера»? – «Лучше бы отдали
Зачем такие страдания? У японцев есть «марковка» – в ближайшее время ожидается замена почти 3 тыс «региональников» в США в малом «формфакторе» (около 70 мест), а из современных машин такое «делают» (пытаются) только японцы и бразильцы. Японцы пока чуть впереди. Вот американцы и ждут, не отказываясь от заказов (хотя первые «отказы» уже пошли), а японцы перезапускают программу по второму кругу (фактически – по третьему!). Вот только вес уже превышен на тонну за американские нормативы, а будут дальше «усиливать». В общем, выгорит ли – еще вопрос. Большой.
Неожиданно огорчили главные игроки на рынке «региональников» – бразильцы (мы им такое крыло сделали!)

Что там случилось, не очень понятно (может кто объяснит?), но пошли отказы от заказов – по итогам года отказались от 83 самолетов – в основном нового поколения Е2. Более менее держатся заказы только на самую младшую модель – Е175-Е2 (американцы! – и старая модель 175-го идет хорошо – их размерчик). В чем проблема, пока непонятно – возможно заказчики боятся проблем с двигателями «Пратт-Уитни» и более высокой цены при относительно дешевом топливе, когда самолет может банально не окупиться.
«Радость через

Кажись в этом году китайцев прорвало: поставлено уже 7 самолетов для «домашней» авиакомпании. Заявляется аж о 500 заказах! (это-то при китайском «рынке» региональников – за плинтусом). Из них реально просматриваются 220 заказов, а также неожиданный заказ от «стартапа» из Внутренней Монголии – авиакомпании «Чингиз-хан» на 20 машин в этом году, ага. Шансов у китайцев получить сертификат штатов или «европы», похоже, нет. Но «подковерная борьба» идет (мелкий шантаж европейцев о взаимном признании сертификатов)...
Про «Суперджет» можно сказать только то, что после получения заказа от «Аэрофлота» на 100 дополнительных самолетов – там точно «все хорошо»(с). Но хотелось бы отметить одно – влияние «Супера» на рынок «региональников». Тут «спецы по всем вопросам» воют ослицами, что типа, никто за рубежом их не покупает и все такое... Проблема рынка в другом – при небольшом его объеме (200 шт, но немного растет) дешевый и современный самолет не может на него не давить: покупатель на переговорах всегда может бросить аргумент – «А у «сухих» дешевле!» В результате другим приходится снижать цены до уровня окупаемости, а в случае с «Бомбардье» и МНОГО ниже (вообще красавы – выбили из правительства Трюдо млрд вечнозеленых – на поправку дел, а потом отдали бизнес «Эрбасу» бесплатно!

где баблям-с, вас спрашиваю?).
Поэтому кстати «Сухой» был серьезным раздражителем в отношениях ни много ни мало между правительствами России и Бразилии! Каждый «Суперджет», нашедший покупателя даже в нашей стране (передано заказчикам уже 26 самолетов в этом году) – прямой удар по карману других участников «регаты». Отсюда и такой вой «специалистов по всем вопросам», и такая попоболь производителей...
Да, про «Эрбас» забыл. А у них все хорошо – рынок «турбопропов» они с ATR72 монополизировали, конкурент – «Бомбардье» издох, поставки (уже в этом году более 130 машин) растут! Можно радоваться. Пока. Пока нет Ил-114...
Продолжение следует (шучу)