afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

"Пятая точка" на самолете

Сегодня «Вирджин орбит» примерила к пилону своего самолета-носителя на базе Боинга 747 (собственное имя - «Космическая девица») ракету «НосительРаз» (LauncherOne). Почему именно 747-й выбран в качестве носителя? Просто компания Бренсона воспользовалась одной малоизвестной особенностью этого авиалайнера, а именно «пятой точкой».
B747_Girl

При создании 747-го авиаконструкторы предусмотрели интересную особенность – так называемый «внутренний пилон» в левой части центроплана крыла, который позволял подвесить пятый двигатель. Дело в том, что реактивная пассажирская авиация только только отметила свое десятилетие, и двигатели были еще ненадежными. А уровень тогдашнего обслуживания позволял доставить куда-то за океан запасной двигатель в течение ... месяца! Морем, чаще всего. Тем более это касалось огромных двигателей 747-го, которые в тогдашние транспортные самолеты просто не влазили. Ждать на чужом аэродроме замены двигателя было чистым разорением, тем более когда дело касалось такого огромного самолета. В общем, на «Боинге» решили, что спасение утопающего дело рук самого утопающего – сделать так, чтобы в случае необходимости самолет мог прихватить запасной двигатель для своего пострадавшего собрата. В результате центроплан был специально усилен для возможности установки дополнительного пилона под крылом, на который можно было подвесить очень нелегкий двигатель.

B747_5Dv
Самолет авиакомпании «Квантас» везет дополнительный двигатель

В таком виде, используя «пятую точку», самолет действительно иногда возил запасные двигатели на удаленные аэродромы. Более того, некоторые компании совмещали такие вылеты «скорой помощи» с пассажирскими перевозками. То-то пассажиры удивлялись, поднимаясь на борт мимо трех двигателей под левым полукрылом!
B747_Qant
Вид из иллюминатора самолета авиакомпании «Квантас»

Да, подобную «точку», только «четвертую» имели и другие суперлайнеры того же поколения – Локхид L-1011, Дуглос ДС-10 и ряд других.

Вот этот «внутренний пилон» и позволил обеспечить возможность подвески серьезной внешней нагрузки в виде ракеты-носителя, практически не модифицируя сам самолет.
B747_Girl2

PS. Кстати, в сентябре исполнилось 50 лет со дня «рождения» 747-го – его первой выкатки. Забавно, что «джентльменский договор», заключенный за четыре года до того на разработку и производство 747-го между руководством «Боинга» и приснопамятной авиакомпании «Пан Америкен» был в ...британских фунтах! 50 лет назад этим фантикам с американскими президентами «джентльмены» из США не очень доверяли...
Tags: Боинг 747, космонавтика, ракеты, чудеса на виражах
Subscribe

  • Пусть безумная идея, не отвергайте с горяча...

    Во всей этой истории поражает одно - почему судно не разгружают? - в общем-то стандартная процедура при снятии с мели. Тем более нет никого…

  • Самострел

    12 марта во время учений ночью по штурмовке "условного противника" на Аризонщине F-35B попытался дать залп из подвесной пушки (контейнер под…

  • "Девочки"-дизайнеры - профессия международная

    Американцы ржут: "Чтобы сбылась мечта адмиралов о флоте в 355 кораблей, они решили включить в его состав "Тайфуны"! (эх, помню когда пиндосы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments