afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Categories:

Как «кровавый Tyrann» не позволил В-29 бомбить Берлин

B29_0.jpg
В-29 бомбит Тайвань с территории Китая, 1944 г.

Американский бомбардировщик Боинг В-29 «Суперфортресс» всегда казался во Второй мировой войне «инопланетянином» – настолько он превосходил своих «одноклассников» – остальные тяжелые бомбардировщики США и союзной Великобритании. Другим странам во время Второй мировой войны тяжелую бомбардировочную авиацию создать вообще не удалось, а те немногочисленные образцы, которые выпускались в Германии, Советском Союзе и Италии, также по всем статьям уступали «Суперкрепости».

Главным плюсом В-29 была большая рабочая высота полета, что обеспечивалось турбонаддувом двигателей, гермокабинами пилотов и дистанционным управлением вооружения. На их обычной высоте полета в 9-10 км существующие истребители противника не могли оказать им серьезного противодействия.

Впервые «Суперкрепость» полетела в 1942 г., что очень не понравилась потенциальной жертве – Германии. Там срочно в ответ запустили программу создания «Высотного истребителя», «родив» ряд весьма странных конструкций, типа Блом-Фосс BV 155 и т.п., так и не попавших в серию. Однако... Однако в небе Германии В-29 так и не появились, там преимущественно действовали его «старшие братья» В-17 «Летающая крепость» и В-24 «Либерейтор». Они заметно уступали в летных характеристиках и боевых возможностях В-29, и соответственно, несли тяжелые потери, чередуя удачные операции с откровенными провалами.

В таких условиях В-29 мог бы поднять бомбардировку Германии на «недосягаемую высоту», но этого не произошло. А виноват, как вы уже догадались, кремлевский «кровавый Tyrann»(с)...

А началось все фактически с момента вступления США во Вторую мировую войну, – не по своей воле, как известно(с), а после нападения японцев на Пёрл-Харбор. Вступив в войну, США сразу приобрели на Тихоокеанском ТВД союзника – Китай, который уже четыре года во всю воевал с японцами. Китайцам было тяжело... но упирались рогом они упорно, благо тут они самураям мало в чем уступят. От такого союза обе стороны мало что выигрывали, так как против китайцев воевала в основном японская армия (которая собственно и была инициатором «Второго японо-китайского инцидента»), а флот японцев – против США. Понимая, что американцы им мало чем могут помочь на сухопутных фронтах, китайцы решили привлечь более «полезного» в этом деле союзника – СССР, благо тот «толк в японцах уже знавал».

Поэтому китайцы простодушно предложили СССР выделить базы для американских самолетов на Дальнем Востоке, чтобы бомбить японскую Метрополию. Понятно т. Молотов их сразу послал: «У нас с японцами пакт о ненападении [а вы – малахольные»]! Но китайцы решили «влезть в окно»: они стали настойчиво требовать от американцев организовать бомбежки Японии, если не с территории СССР, то с оставшейся неоккупированной японцами территории Китая. С одной стороны это было заманчиво для Штатов, с другой - дальность возможного полета до Японии постоянно возрастала по мере продвижения японцев в глубь Китая.

Появление в 1943 г. уже надежных летных образцов В-29 с феноменальной дальностью полета позволили Рузвельту согласиться с доводами Чан Кайши и пообещать организовать базу В-29 в Китае. Лишь получив первые серийные В-29 и начав процесс планирования налетов на Японию, американцы неожиданно обнаружили, что базы для бомбардировщиков практически невозможно снабжать, в первую очередь горючим. Японцы тоже не сидели сложа руки и отрезали Китай от союзников, заняв последний сухопутный путь через Бирму.

Тут-то китайцы и достали «козырь»: а давайте снабжать американские аэродромы для бомбежек Японии через СССР! Тайно. Ага.

Ведомству т.Молотова сразу стало понятно, что когда первый конвой с бензином для В-29 пройдет в Синьцзян из Казахстана, то китайцы сделают все, чтобы от этом узнают японцы, с определенной надеждой получить свой личный «Второй фронт» в Маньчжурии. Китайцев традиционно послали лесом...

Американцы же сразу поняли, чем грозит им «слово Рузвельта», но решили зайти с начала с другого бока:

«Посольство США, Москва, 22 апреля.
Секретно

Мой дорогой г-н Молотов,

Операция воздушных сил генерала Ченалта в Китае очень серьезно мешает недостаток грузовиков для транспортировки. Для военных операций Соединенных Штатов крайне важно, чтобы положение было облегчено.

Как Вам известно, все наше снабжение должно посылаться в Китай по воздуху и в настоящее время для нас не открыт ни один путь для доставки необходимых грузовиков. В случае если бы Советское Правительство согласилось, грузовики могли бы быть направлены по шоссе из Советского Союза в Китай...»


Плюс еще персонал на 32 грузовиках... Да, и потом плюс еще 450 грузовиков. А потом, чего их порожняком гонять? Давайте нагрузим их бензином! - Можно бумажку твоего табачку завернуть, а то так есть хочется, что переночевать негде!

Американцев для начала послали: «В этой связи сообщаю, что до настоящего времени между СССР и Китаем, по независящим от советской стороны причинам, не достигнуто соглашения о транзитных перевозках [китайцев мы уже послали!]... без чего, само собой разумеется, советское Правительство лишено возможности удовлетворить пожелание...»

В общем - выкручивайтесь сами.
B29_3.jpg
В-29 на аэродроме "подскока" в Китае. На переднем плане каменный каток, с помощью которого, как полагается, сотни китайцев укатывали ВПП

Американцы к тому времени наладили свой маршрут снабжения через «Горб» – воздушный мост, как они говорили, «через Гималаи» (на самом деле через бирманские горы). С помощью него они поддерживали 3-млн китайскую армию, хотя бы морально. Поэтому первоначально в Штатах считали, что вопрос со снабжением «площадок подскока» В-29 решаем. Однако «Суперфортресс» – он не случайно «Супер». Оказалось, что для каждой операции с вылетом В-29 из Индии, промежуточной посадкой в Китае и налетом на Японию требовалось доставить через «Горб» 2 000 тонн горючего и 1 000 тонн бомб! То есть совершить до 1000 вылетов транспортных самолетов Кертисс С-46.

B29_2.jpg
Транспортный "Командо" над "Горбом". Самолет имел "милую" привычку самопроизвольно взрываться в воздухе...

Каждые три дня «работы» на «Горбу» разбивались два транспортных самолета, практический каждый день стоил жизни одному пилоту. Всего во время операции «Горб» американцы потеряли порядка 600 самолетов – точно их никто не считал!

В общем полгода такого «снабжения», заставили американцев уже более настойчиво долбиться в советскую дверь и им удалось получить предварительное согласие Сталина [рассмотрим вопрос]. Вышинский – Когановичу, 12 октября: «Правительство США обратилось к Советскому Правительству с просьбой разрешить переброску через нашу территорию в Китай 500 грузовиков».

Коганович быстро проинформировал американцев – «Все хорошо [прекрасная маркиза], а у нас 500 свободных грузовиков и нет!»

Американцы [генерал Коноли] предложил взять 500 грузовиков из числа предназначенных для СССР по ленд-лизу, уже привезенных в Иран (потом, типа, дошлем).
Наши: «А у нас нет водителей для перегонки их из Ирана!»

Американцы: «Перегонка этих машин будет производится силами военных водителей американской армии, которых выделяет штаб»... и сразу угрожать – «ставлю Вас в известность, что мною отдано приказание... о прекращении передачи русским представителям машин до отбора 500 грузовиков»!
Наши: «То есть, американцы поедут в Китай через нашу территорию? [Ухи поели?] Это уже переброска войск! [мы с японцами – нейтралы!]»

Американцы [Дж. Кеннон]: «Нет никакой возможности доставить требуемый американский персонал... кроме, как отправить его через Советский Союз!»
Молотов: «Фиг с вами – все вопросы к г-лу Семичастному [разберись-ка с моим младшим братом!]».
Американцы: «Да, но нам нужны на маршруте запасы бензина и радиостанции для связи [спутников-то еще нет!], то есть еще 137 грузовиков прогнать»

Далее диалог:
Генерал Славин[СССР]:... Вы ставите совершенно новый вопрос!
Генерал Дин[США]: Нам нужен запас.
ГС: Зачем?
ГД: Чтобы конвои имели... полный запас.
ГС: ... Не вижу смысла...
ГД: ... Всего 14 человек!
ГС: (Переводя на русский) Нефига, везите всё с собой!
ГД: ... Мы намерены установить радиостанции в столице Синьцзяна...
ГС: От нас-то вы чего хотите?
ГД: Просим разрешения на перелет... шести самолетов по советской территории.
ГС: [Совсем на шею сели!] Это новый вопрос и его нужно поставить через НКИД [МИД].
ГД: Мы уже написали и одновременно послали письмо вам!
ГС: Я его не видел! [пустил через шрёдер] ... И вообще зачем [нахрен] вам радиостанции в Урумчи?
ГД: ...Мне самому не совсем ясно.
ГС: Мне тоже не ясно!

Где-то в конце ноября, видать, Молотов получил приказ от Сталина прихлопнуть эту лавочку, и родилось такое заявление:

Секретно
25 ноября 1944 г. Прием поверенного в делах США Дж.Кеннана

«По полученным Советским Правительством сведениям, в Синьцзяне в последнее время происходят волнения, сопровождающиеся вооруженным столкновениями повстанцев с китайскими войсками... повстанцами захвачен ряд населенных пунктов, [через которых] должны двигаться грузовики и американский персонал.

В силу сложившейся в Синьцзяне обстановки, Советское правительство считает целесообразно отложить на некоторое время вышеупомянутую операцию по переброске грузовиков в Китай»
.

Само письмо:
B29_1.jpg

Шах и мат!
- Мы не виноваты – это все монголы! «Но вы же имеете на монгол влияние!» - Идите ... и там налево.

Американцы с В-29 возились в Китае еще месяц, после чего, потеряв там порядка 150 дорогостоящих бомбардировщиков в основном в авариях (высокие характеристики достигались предельным облегчением конструкции и любая вынужденная посадка приводила к списанию В-29 в отличие от его предка – В-17), американцы, воспользовавшись захватом Марианских островов, быстро убрали самолеты из Китая. Китайцам объяснили, что слово, данное Чан Кайши, им «удобнее» держать из Тихого океана.

Пока почти год шла вся эта трахомудина актуальность появление В-29 в Европе к началу 1945 г. отпала вовсе. Вот так «дотянулся кровавый» и до красивой мечты увидеть «суперфортрессы» в небе над Берлином!

Составлено по материалам доклад А. Дёмина на клубе любителей авиации в музее Жуковского и архив МИДа...

PS. Интересная эта вещь, внешняя политика: чуть оступился – и ты «весь в Хопре»!
Tags: ВВС, Китай, США, Япония, стратегическая авиация, чудеса на виражах
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

Recent Posts from This Journal