afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Categories:

Как прощелкать клювом треть триллиона долларов

Среди «шотландских национальных песен», исполняемых «эффективными менагерами», есть одна, вечная. Об «унификации, стандартизации и объединении» различных программ и разработок. Типичным исполнителем этой песни был незабываемый бывший министр обороны США Р.Макнамара, чье имя до сих пор жупел для американских военных. Одной из наиболее скандальных «любимых» программ Макнамары было создание «единого» истребителя для ВВС и флота США – F-111 (ну, заодно, в качестве приятного «бонуса» - и «стратегический бомбардировщик»). Казалось бы, печальный опыт должен был охладить исполнителей таких песен, но приходит новое поколение и «уверенно» идет по старым граблям.

На данный момент классической программой «унификации» является создание «объединенного ударного истребителя» JSF F-35. Несмотря на все проблемы, она уверенно движется к логическому финалу, но …

Секвестр подкрался незаметно.

То, что считалось зазорным для военных – считать бюджетные деньги, стало насущной необходимостью. В результате ВВС США решили заказать своему аналитическому центру «Rand corp.» анализ реальной финансовой выгоды от выполнения программы JSF.

Поскольку в тупую сравнение затрат на жизненный цикл «объединенной» и трех отдельных, «целевых» программ выполнить невозможно – такие «натурные» эксперименты никакая страна ставить не рисковала, фирма «Rand corp.» пошла путем сравнения общих тенденций, стараясь отвязаться от конкретных цифр затрат.

Так, она взяла все «объединенные» программы ВВС США последних лет и целевые и сравнила рост их стоимости в процессе жизненного цикла по отношению к первоначальным оценкам. Оказалось, что в течение 9 лет выполнения таких программ средний рост стоимости объединенных программ оказался на 41% выше, чем у «целевых» программ. Даже объединенная программа такого «несложного» самолета как Т-6А по факту росла в своей стоимости быстрее, чем программа С-17 (который хотели прикрыть из-за перерасхода)!
Graf1
Теперь осталось сравнить рост стоимости «объединенного» JSF по сравнению тремя отдельными гипотетическими программами для ВВС, флота и морпехов. В качестве базы для «целевых» программ выбрали реальный опыт жизненного цикла сходного по идеологии истребителя F-22.

Оказалось, несмотря на то, что по первоначальным оценкам «объединенная» программа JSF выгоднее где-то на 13-20%, в процессе ее жизненного цикла за счет отмеченной тенденции более быстрого роста стоимости по сравнению с целевыми программами, она обойдется дороже где-то на 250-330 млрд. долл. (в ценах 2002 г., на минуточку)!

Сравнение стоимости жизненного цикла программ объединенной программы JSF
и трех отдельных целевых программ по опыту F-22.

Graf2

Когда появились эти оценки, раздался сдавленный вопль «Локхид-Мартин» - типа, оценка жизненного цикла JSF за 55 лет в 1,5 трлн. долл. завышена, и приводила свою оценку в 780 млрд. долл. Но откуда мастера финансового счета «Локхида» взяли эти цифры – говорить отказались, что характерно. В официальных докладах звучат цифры в 1,1 трлн. и 0,857 трлн. в зависимости от предполагаемой инфляции. При этом как-то забывают, что «Rand corp.» считало все на основе официальных данных в ценах 2002 года.

Представленный в ВВС США доклад «Rand corp.» заканчивается рекомендацией: «Если к вам придет хмырь, представившийся Бобом Макнамарой или Табуреткиным и предложит объединить программы разных ведомств в одну слить Академии им. Гагарина и Жуковского в академию Жугарина, медленно допейте свой виски (чтобы не нагрелся), повернитесь к оружейному сейфу, достаньте М249, протрите любовно рукавом на прикладе табличку «Дядюшке Эндрю в юбилей от благодарных коллег», передерните затвор и насладитесь стрельбой по мишени «Убегающий кабан».
Tags: f-35, jsf, куда смотрит президент?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments