afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

"Боец, бей в уязвимые места врага!"

В свое время удивили фото сбитых "миражей", снятых фотоконтролем известной египетской эскадрильей "Черные вороны" во время сражений над Синаем в начале 70-х:
Mirag6.jpg

Mirag8.jpg

Ракурс какой-то странный - чуть ли не 4/4 и точно 3/4. На реактивных самолетах там по-идее такие должны быть угловые скорости, что и прицелиться не возможно и точно не попасть. Обычно стреляют где-то при ракурсе 1/4 - 2/4 - таких кадров большинство...

Тут наднясь случайно зашел разговор на другую тему - обсуждение показательных полетов F-22 "Рептора". "Пятое поколение" и все такое... Был там интересный момент - если снято точно в хвост, то заметно, что после полета по прямой, когда пилот переводит "Рептор" на вертикаль, происходит небольшая "просадка" самолета вниз, после чего он быстро набирает высоту.

Что б это значило? чего он "приседает"?

- Ха, так это порок компоновочной схемы. Вот, помнишь, "Мираж" III - классическая "бесхвостка":



Как самолет с нормальным хвостовым оперением делает "горку"?
Mirag0.jpg

Пилот тянет ручка управления на себя, стабилизатор - отклоняется вниз, на стабилизаторе - отрицательная подъемная сила, нос задирается (угол атаки увеличивается), растет подъемная сила крыла и самолет начинает набирать высоту.
Mirag2.jpg

А как это происходит у "Миража" III? У него рули высоты расположены на задней кромке крыла, где обычно стоят закрылки. Вот, пилот берет ручку управления на себя, и "закрылок", отклоняется в сторону, куда нормальный закрылок отклоняться не должен:
Mirag1.jpg

Получается, что часть крыла создает отрицательную подъемную силу. То есть общая подъемная сила крыла в этот момент резко уменьшается, да еще сопротивление такого крыла (а оно на больших скоростях создает основное сопротивление самолета) резко возрастает. "Мираж" III одномоментно теряет скорость и высоту - делает "просадку".

Потом по мере увелечения угла атаки, подъемная сила крыла начинает возрастать, и тогда "Мираж" переходит на набор высоты:
Mirag3.jpg
Теперь представим, что летит "Мираж" III, а за ним МиГ-21. Пилот "Миража" замечает МиГ и хочет уйти на высоту (или сделать резкий вираж - все равно, помнишь принцип Нестерова "В воздухе везде опора!"). "Рвет" ручку на себя и получается такая картина:
Mirag5.jpg
"Мираж" (синий) дает "просадку", а самолет с нормальным оперением - МиГ-21 "срывает дистанцию" и получает хорошее упреждение. "Мираж" набирает высоту и сам влезает в прицел с большим ракурсом, вот как на фотоконтроле:

На хвосте у "Миража"
Mirag7.jpg
Пилот "Миража" рвет ручку
Mirag10.jpg
Очередь. Хорёк
Mirag11.jpg

- Да, а что думали об этом на "Дассо"?
- А французы быстро сделали  выводы и их следующий истребитель был уже нормальной схемы - "Мираж" F.1:


Правда, для всяких колумбий-попуасей "бесхвостки" продолжали выпускать, но уже как чистые истребители-бомбардировщики, всякие "Мираж" V или "Кфир" (даже без локатора).

- А причем тут "просадка" F-22 - он же нормальной схемы?

Давай посмотрим на схему:
Mirag12.jpg
Стабилизатор фактически является продолжением крыла, даже частично на него заходит. При отклонении он фактически работает как большой щелевой закрылок Фаулера. Эффект получается как у "бесхвостки", может только не такой выраженный. Особенно на малых высотах, где тяговооруженность "Рэптора" больше единицы. Но с ростом высоты, тяга двигателя уменьшается, воздух все хуже "держит" крыло, и эффект "просадки" будет все больше и больше. Идеальных самолетов нет, у всех есть недостатки и слабые места. Главные - их знать и уметь ими пользоваться.

Тогда будет вот так:
Mirag9.jpg
Tags: f-22, МиГ-21, Мираж, Мираж F.1, пятое поколение, чудеса на виражах
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments