afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Categories:

"...Держите карты ближе к орденам!"

Mi24A.jpg
"Крокодил" в естественной среде обитания. "Крылья Родины", 1976 г.

И о секретности

Забавно читать отдельные «страшные рассказы» о самой «секретной секретности» - Soveticus. Бедным детям в Советской страны не раскрывали названия самых современных боевых самолетов, танков и кораблей, и все такое, не говоря уж про литеры частот ЗРК...

«Однако» (с), вот глянем на отдельные «хи-хи-хи, иллюстрации» страшных «стогнационных времен».

Да, названий нет, но для середины 1970-х прекрасные снимки самых современных на тот момент боевых машин – Ми-24, МиГ-23БН и МиГ-25РБ! Не прошло и пяти лет, как они поступили на вооружение. Жуткая секретность. И при всем при том, армию пиарить умели, даже на тогдашнем уровне развития полиграфии СМИ. Да, оно, конечно, Ми-24А был снят уже с производства – фактически он был только первой ступенькой в начале подъема к славе знаменитого «Крокодила», боевой дебют которого будет еще через год в пустынях Огадена...

MiG23BN.jpg
"Утконос" себя еще покажет!", "Крылья Родины", 1976 г.

Но МиГ-23БН по тем временам представлял собой самый современный наш истребитель-бомбардировщик, а МиГ-25РБ только-только массово пошел в войска и буквально тройку лет назад дал шороха над Синаем...
MiG25R.jpg
"Фиг догонешь, хрен уйдешь", "Крылья Родины", 1976 г.

Да, конечно, у нас были еще самолеты, чей «официальных лик» был представлен только после «эпохи стриптиза гласности». Но, извините, когда американцы представили свой F-117, и видели ли вы «живой» А-12 (который штурмовик, а не «Архангел») вообще?

Секретить, в том числе особенности «средств поражения», - традиция наверняка такая же древняя, как изобретение железа. Ибо, «удивить – значит, победить». Вот, например, что секретили в кораблестроении во времена России, «которую кто-то там потерял»? Калибр пушек и бронирование? Неа. Число труб! – в те времена признак, позволяющий уверенно идентифицировать корабль издалека, а это было важно. По мере роста сложности боевой техники, вопросы секретности становились все острее. Ибо чем сложнее вооружение, тем, парадокс, больше у нее «уязвимостей», порой скрытых. Ну, о чем тут можно говорить, так как большинство сейчас работает под «Окошками» и хорошо знает проблему вирусняка? Так вот, у бабочек военных все тоже самое – см. например, пару историй – Электротехника - наука о контактах, "Так нафига вы ботик потопили, гады?.." (с).

Именно хорошая секретность позволяла в нужный момент «привести супостата в изумление». Появление знаменитого ЗРК С-75 во Вьетнаме, привело к перевороту в воздушной войне, но противник после определенного ступора выработал меры противодействия. Следующим «сюрпризом» стал ЗРК С-125 «Нева» – опять же сильно давший по мозгам кое-кому в «Войне на истощение». И наконец, спустя пару лет в «Октябрьской войне» появление войскового ЗРК «Квадрат» опять же поставил за несколько дней авиацию противника на грань поражения. Конечно позже «потенциальный союзник» выработал средства противодействия, и эффективность этих комплексов в Ираке и над Югославией оказалось много ниже – эффект внезапности был потерян, ибо вечен вопрос: «Чем будем удивлять?»

Да,  маразмом называют засекречивание названий военной техники. - Вот третьеклассник Коля Иванов очень жаждет знать, как называется этот самолет, еще не принятый на вооружение? «Е-ХОТ№123об» - легче стало? Шутка. Когда техника продавалась за рубеж, настоящее название чаще всего становилось известным на Западе (а заодно публичным и у нас), но в как раз в 70-е появилась «милая» традиция давать оружию два обозначения – внутреннее и экспортное. Типа, вертолет (на заставке) Ми-24 продавался за рубеж как Ми-25. Смысл? В общем, часто модификации действительно серьезно отличались – сравните отечественный Су-17 и импортные его модели Су-20 и Су-22, имевшие даже другой двигатель.

Зато сколько веселья доставляла западная АНАЛитика! Так, в середине 80-х из Индии просочилась информация, что наши предложили индусам новый истребитель МиГ-35! Какой был шорох в околоавиационных кругах. Чего только не предполагали. Солидный «Эйр Интернейшнл» по горячим следам даже дал боковик предполагаемого внешнего вида – типа, что-то вроде МиГ-23, но с подфюзеляжным воздухозаборником от F-16. О как! Только через пару недель выяснилось, что речь шла о продаже «Ми-35» – вертолета, «первого с таким названием», (как сейчас пишут «солидные» издания), известного у нас как Ми-24П. Одна буковка только нашлась лишняя.

В качестве еще одного примера «маразма» советской эпохи, называли «засекреченность» западных материалов, в которых рассказывалось о нашей технике. «От народа скрывали PRAVDAу!» Ну, на счет «засекреченности» – это байки, грифа на них никто не ставил, просто «распространение» в библиотеках было «ограничено» специальных штампиком – «Только для военных». Не, «свинья грязь найдет» – для особо желающих можно было прогуляться в букинист иностранной книги на Герцена (за перекрестком от А. Толстого) и купить там «Дефенс уикли» или «кирпич» - авиационный «Джейнс» год за 76-й – как раз времен этих картинок. Всего за 150 рублей! :-) Кстати, один хороший знакомый, носивший несправедливую кличку «Поручик» (он закончил пажеский корпус дослужился до полковника), так и сделал. Вопрос только был в том, какая там PRAVDA? Сейчас те толстые справочники «Джейнс», особенно по ракетной или зенитной технике, читать без слез нельзя. «АНАЛитика» в полный рост. Да и сейчас порой, читая, что пишут о той же сирийской войне про нас вроде солидные люди, типа глава одного «мешка с мозгами» Абулафия, прошибает на слезу...

Тут-то в советские времена и возникала проблема, которая и сейчас серьезно колбасит наш «околовоенный бомонд». Что делать с чушью («фейк» - новояз), которую про нас пишут? Опровергать? но тогда пропадает один из элементов секретности – «други» сразу понимают, в чем они лажают. Просто закрывать глаза на этот бред, – не дай бог, где-то перепечатают (а сейчас, если жаренное – обязательно перепечатают), то при молчании «компетентных органов» означает фактическое согласие! «Вилка, товарищ гроссмейстер!» Вот уже действительно, проще штампик поставить. Кто в курсе – похихикает, кто не в курсе – ну и нафиг надо?

В общем, когда читаете про «развесистую клюкву», проверяйте, все ли буквы на месте, «держите карты ближе к орденам» и не рассказывайте, что это плохо!
Tags: Ми-24, МиГ-23, МиГ-25, маразм крепчал, мемуар
Subscribe

  • "Девочки"-дизайнеры - профессия международная

    Американцы ржут: "Чтобы сбылась мечта адмиралов о флоте в 355 кораблей, они решили включить в его состав "Тайфуны"! (эх, помню когда пиндосы…

  • "Это другое!"(с)

    Турки прикалываются: Боспор проходит танкер ("судно снабжения") русского флота "Иван Бубнов" - - а это проходит проливы танкер…

  • "Боцман! Скотч, фанеру, краску!"

    Японская подводная лодка "Сорю" сегодня после столкновения с 50000-тонным "купцом". Ну, если не считать свернутого пера…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • "Девочки"-дизайнеры - профессия международная

    Американцы ржут: "Чтобы сбылась мечта адмиралов о флоте в 355 кораблей, они решили включить в его состав "Тайфуны"! (эх, помню когда пиндосы…

  • "Это другое!"(с)

    Турки прикалываются: Боспор проходит танкер ("судно снабжения") русского флота "Иван Бубнов" - - а это проходит проливы танкер…

  • "Боцман! Скотч, фанеру, краску!"

    Японская подводная лодка "Сорю" сегодня после столкновения с 50000-тонным "купцом". Ну, если не считать свернутого пера…