afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Categories:

История - наука развивающаяся...

Попалась тут на глаза статья С. ВЕРХОВСКОГО и О. ГИЛЕНКО про тараны наших летчиков в первый день войны 22 июня ("Крылья Родины", VI/1976).

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ

Taran1
«Не забудьте!.. Терпеливо собирайте свидетельства о тех,
кто пал за себя и за вас... Помните: не было безымянных героев!»

Юлиус ФУЧИК

35 ЛЕТ МИНУЛО С ТЕХ ПОР, КАК НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИЕ АГРЕССОРЫ ВЕРОЛОМНО НАПАЛИ НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. МЫ ХОТИМ НАПОМНИТЬ О ТЕХ, КТО В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ, 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА, ГРУДЬЮ ПРИКРЫЛ ПУТИ ВОЗДУШНЫМ АРМАДАМ ПРОТИВНИКА К НАШИМ ГОРОДАМ, СЕЛАМ, ВОЕННЫМ ОБЪЕКТАМ. ИХ БЫЛО МНОГО, ГЕРОЕВ ПЕРВЫХ ВОЗДУШНЫХ СРАЖЕНИЙ. НО В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ РЕЧЬ ПОЙДЕТ ЛИШЬ О ТЕХ, КТО В БОРЬБЕ С ЖЕСТОКИМ И СИЛЬНЫМ ВРАГОМ ПРИМЕНИЛ ОСОБЫЙ ПРИЕМ ВОЗДУШНОГО БОЯ — ТАРАН.

Воздушный таран в первый день Великой Отечественной войны совершил старший лейтенант Иванов Иван Иванович, командир звена 46-го истребительного авиационного полка 14-й истребительной авиационной дивизии.

Родился Иван в 1909 году в деревне Чижово, Щелковского района, Московской области, в семье кузнеца. С малых лет приучался к отцовсному ремеслу. Настало время, Ивана призвали в армию, направили в летную школу. Бывший кузнец стал отличным летчиком-истребителем.

22 июня 1941 года в 3 часа 50 минут по боевой тревоге полк был приведен в полную готовность. Через полчаса появились фашистские самолеты «Хе-111». На отражение налета в воздух поднялось звено И-16 под командой Ивана Иванова. С ним взлетели лейтенанты Юрьев и Кондранин. Истребители вступили в бой. Атака за атакой. Фашисты беспорядочно сбрасывали бомбы. Один самолет задымил. Но у наших летчиков кончалось горючее, на исходе были боеприпасы. Пришлось возвращаться.
Иванов шел последним. Вдруг он увидел, как из-за облака вынырнул самолет противника. Советский летчик пошел на перехват. Десятки глаз на аэродроме следили за этим воздушным боем. Все в полку хорошо знали и любили Иванова. Веселый, жизнерадостный, он не терялся в самой сложной обстановке. Владел всеми приемами боя.
Фашист яростно отстреливался. Иванов атаковал, но у него кончились боеприпасы. Враг, догадавшись об этом, не сворачивая с курса, приближался к цели. Вот-вот он сбросит бомбы на аэродром. Иванов настиг противника, оказался у хвостового оперения «хейнкеля». Еще мгновение — и последовал сильный удар. Фашистский самолет развалился в воздухе. Это произошло в 4 часа 25 минут в 5 км от аэродрома Дубно.

И-16 при ударе получил сильные повреждения. Небольшая высота не позволила летчику воспользоваться парашютом. Коммунист, верный сын Родины, погиб, выполнив свой долг до конца. Родина высоко оценила его подвиг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1941 года Ивану Ивановичу Иванову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он навечно зачислен в списки одной из частей.
***
Младший лейтенант Кокорев Дмитрий Васильевич, командир звена 124-го истребительного авиационного полка, совершил воздушный таран в 5 часов утра в 30 км юго-западнее Белостока. Вот как это было.

В 4 часа 30 минут 28 наших истребителей поднялись в воздух для отражения налета противника. Среди них — звено младшего лейтенанта Дмитрия Кокорева. Во время боя на его самолете отказали пулеметы. Тогда летчик направил свою машину на фашистский самолет и винтом обрубил ему хвостовое оперение. «Ме-110» лишился управления и рухнул вниз. А нашему летчику после тарана удалось посадить свой самолет с убранными шасси на поле.

Дмитрий родился в 1918 году в деревне Юрьево, Пителинского района, Рязанской области. Увлекался планерным спортом. В 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу. Член КПСС. После описанного случая геройски сражался, совершил 100 боевых вылетов, уничтожил 5 самолетов врага. Награжден орденом Красного Знамени.
***
12-й истребительный авиационный полк, в котором служил младший лейтенант Леонид Георгиевич Бутелин, базировался на аэродроме Боушев, километрах в тридцати от границы, в районе Станислава (ныне Ивано-Франковск).

Ранним утром 22 июня 1941 года Леонид по боевой тревоге одним из первых поднял в воздух свой И-153. Несколько «юнкерсов» приближались к аэродрому. Шли они, как на параде. Советские летчики ударили по самолетам врага. Один фашист был сбит первой очередью. Строй нарушился. Но часть самолетов прорвалась,
Бутелин увидел, как бомбардировщик направился в сторону бензосклада. Еще несколько минут, и бомбы упадут на цель — и тогда полк лишится горючего и не сможет участвовать в боях. Этого нельзя допустить! Леонид пошел в атаку. Противник оказался опытным, уходил из-под ударов. Снова и снова атака... Но вот рука на гашетке, а выстрелов нет. Кончились боеприпасы. И Бутелин бросает свою «чайку» на фашистский самолет. Удар пришелся в хвостовое оперение, бомбардировщик с черной свастикой рухнул на землю.

Таран был произведен в 5 часов 15 минут на малой высоте (200 м).

Свой героический подвиг Леонид совершил, когда ему шел 22-й год. Он родился в местечке Родня, Климовичского района, Могилевской области. В Советскую Армию вступил добровольно в 1938 году после окончания Минского аэроклуба.
***
В 5 часов 20 минут, отражая налет фашистских бомбардировщиков в районе Бреста, лейтенант Гудимов Степан Митрофанович, штурман эскадрильи, сбил один «хейнкель», а второй таранил на горящем истребителе. Известно следующее.

Полк подняли по боевой тревоге. На высоте 2500 м Гудимов врезался в строй вражеских бомбардировщиков и с близкой дистанции атаковал ведущего. Фашистская машина вспыхнула и рухнула вниз. Степан Митрофанович пристроился к другому бомбардировщику. Противник открыл по нашему истребителю плотный огонь. Задымил мотор. Показалось пламя, но Гудимов продолжал бой. Огонь обжигал руки и ноги, а он все атаковал. Как-то неожиданно замолчал пулемет. Кончились боеприпасы. Можно прыгать, спасти свою жизнь. Степан Митрофанович принимает другое решение.

Полный газ. Машина устремилась к вражескому бомбардировщику. Сильный удар винтом по хвостовому оперению, и «Хе-111» беспорядочно падает на землю.
Так сражался и погиб славный советский летчик. В журнале боевых действий полка была сделана запись: «Вечная слава герою Степану Митрофановичу Гудимову, открывшему в полку счет сбитых вражеских самолетов, применившему воздушный таран в первые часы войны».

***
Анатолий Сергеевич Протасов родился в 1909 году в поселке Князевка, Саратовской области. Рано началась его трудовая жизнь. В 16 лет, закончив фабрично-заводское училище, он становится рабочим железнодорожных мастерских. Здесь через три года его, 19-летнего парня, принимают в партию. В 1932 году Анатолий поступает в Оренбургскую авиационную школу пилотов.

К началу Великой Отечественной войны напитан Протасов — командир эскадрильи 16-го скоростного бомбардировочного полка 11-й смешанной авиационной дивизии.
Утром 22 июня 1941 года при налете противника на аэродром (45 км юго-западнее города Лида) Протасов под обстрелом поднялся в воздух на высоту 300 м. На такой небольшой высоте в три яруса шли вражеские бомбардировщики. Это был массированный налет (54 самолета). На наш СБ набросилось сразу несколько самолетов. Один Анатолию удалось сбить огнем из пулемета. Второй он уничтожил таранным ударом. Это произошло в 7 часов утра. Бесстрашный летчик совершил таран на бомбардировщике.

***
Евгений Максимович Панфилов служил в полку, который накануне войны базировался в районе Долубово, в 18 км от государственной границы. 22 июня в 8 часов 15 минут севернее аэродрома появились 23 «Ю-88». Они шли на восток на высоте 800 м. В воздух поднялась девятка МиГ-3 под командой заместителя командира эскадрильи лейтенанта Г. И. Алаева и вступила в бой с бомбардировщиками.

Два «юнкерса» были сбиты, остальные рассеяны. Минут через 10 подошла новая волна самолетов десять «Ме-109» и девять «Ме-110». «Ме-110» начали штурмовку аэродрома, а «Ме-109» завязали воздушный бой с «мигами», прикрывавшими аэродром. Алаев и Панфилов сбили по одному «мессершмитту». Но силы были неравны. Алаев погиб. Командир звена младший лейтенант Панфилов на высоте 600 м вел бой с двумя «Ме-109». Когда кончились боеприпасы, он пошел на таран. Один «мессер» с отрубленным хвостовым оперением упал, но второму удалось поджечь истребитель Евгения. Оставив самолет, он благополучно приземлился на парашюте в районе местечка Боцки.

В дальнейшем Е. М. Панфилов воевал в составе 148-го и 254-го полков на Юго-Западном фронте. Всего сделал 209 боевых вылетов, провел 11 воздушных боев.

***
Было около 10 часов утра. Защитники Брестской крепости видели издали, как наши истребители вели бой с группой «мессершмиттов». Советские летчики сражались мужественно и умело. Бой был очень напряженным. Атака следовала за атакой. Уже несколько самолетов врага было сбито. Вдруг одна из краснозвездных машин устремилась навстречу атаковавшему ее «мессеру» и врезалась в него. Оба самолета загорелись. Охваченные пламенем и дымом, они пошли к земле. Никто из наблюдавших за боем не заметил, что от советского самолета отделилась точка, а потом раскрылся парашют. Летчик благополучно приземлился. Это был лейтенант Петр Сергеевич Рябцев, командир звена 123-го истребительного авиационного полка. Израсходовав весь боекомплект, он таранил ведущий истребитель.

Первый день войны. Пылающее небо над Гродно. Около 10 часов утра старший политрук Андрей Степанович Данилов, заместитель командира эскадрильи по политчасти, возвращался на свою базу после жестокого воздушного боя, в котором сбил фашистский самолет. Вдруг он увидел, что гитлеровцы бомбят аэродром, где находились наши бомбардировщики. Не колеблясь, Данилов вступил в бой с группой «мессершмиттов». Их было девять. Ему удалось сбить два. В пылу боя Андрей не заметил, как к нему пристроился вражеский истребитель. Пулеметная очередь прошила левую плоскость. «Чайка» потеряла управление и вошла в штопор. Летчик сумел вывести машину в горизонтальное положение, но у него кончились боеприпасы. Фашисты накинулись на безоружный самолет.

Создалось такое положение, когда единственным выходом оставался таран. И старший политрук рванул свою «Чайку» влево и винтом ударил в крыло фашистского самолета. Тот беспорядочно пошел к земле. Андрей был ранен. От сильного удара он едва не потерял сознание. Его самолет тоже стремительно снижался...
Воины одной из стрелковых частей, наблюдавшие за боем, сообщили в часть о геройской гибели летчика. В те дни о нем писали в газетах, листовках. А 9 июля Андрей Данилов был награжден орденом Ленина посмертно. Но он не погиб. Огромным усилием воли ему удалось посадить машину на поле. Истекающего кровью летчика успели вытащить из самолета местные жители. Они оказали ему первую помощь и переправили в госпиталь.

После выздоровления А. С. Данилов участвовал во многих боях. Войну закончил на Дальнем Востоке.
***
22 июня лейтенант Иван Игнатьевич Ковтун (62-й штурмовой авиационный полк) в составе звена вступил в бой с вражескими бомбардировщиками. В середине дня он уже в третий раз поднялся в воздух на отражение налета противника.

Наши «Чайки» атаковали смело и решительно. Иван оказался свидетелем боя командира эвена старшего лейтенанта Анатолия Озаренко. Внезапно атаковав один из бомбардировщиков, он прошил его длинной очередью вдоль всего фюзеляжа. «Ю-88» вспыхнул и пошел к земле. Но не заметил Анатолий, как фашистский истребитель поднырнул под его «Чайку»...

Горя желанием отомстить за гибель номандира, Иван устремился за другим «юнкерсом». Нажал гашетку, но выстрелов не последовало: кончились боеприпасы. А враг прибавил скорость. Решение созрело молниеносно: «Догнать и таранить!». Вот и самолет с черной свастикой. Сильный удар — и хвостовое оперение бомбардировщика отрублено! «Юнкере» рухнул вниз.

Это произошло близ села Лисятичи, под городом Стрый.
***
В воздушных боях первого дня войны отличился старший лейтенант Александр Игнатьевич Мокляк — командир эвена 67-го истребительного авиационного полка. В ожесточенной схватке с противником в небе Молдавии он огнем из пулеметов сбил два фашистских самолета, а третий уничтожил таранным ударом. А. И. Мокляк навечно зачислен в списки части.

Родился Александр в 1912 году в Полтавской области. В 1937 году закончил Харьковсную военную школу летчиков. 67-й истребительный авиационный полк, в котором он служил, когда началась война, базировался на одном из южных аэродромов. Высокую боевую выучку полк продемонстрировал в первый же день войны. Весь личный состав находился в боевой готовности. Когда на командный пункт поступило донесение о приближении к аэродрому 9 вражеских бомбардировщиков, по приказанию командира полка майора Б. А. Рудакова в воздух поднялась группа истребителей во главе со старшим лейтенантом А. И. Мокляком. Перехватив бомбардировщики, наши истребители атаковали их. При этом ведущему удалось сбить один из бомбардировщиков, остальные были рассеяны.

Гитлеровцы убедились, что к аэродрому малыми силами не подойти, и предприняли массированный налет. 50 бомбардировщиков и 30 истребителей шли волнами с интервалами в 2 — 3 минуты. Каждую девятку «хейнкелей» прикрывала шестерка «мессершмиттов».

С обнаружением первой волны в воздух поднялись все имевшиеся истребители. Боевой порядок врага сразу был нарушен. «Хейнкели», отсеченные от «мессеров», сбросили бомбы на дальных подступах к аэродрому. Смелыми атаками были сбиты 2 «мессершмитта». При отражении этого налета и совершил таран коммунист А. И. Мокляк.
Всего в этот день летчики полка уничтожили 14 самолетов противника.
***
Встречаются в печати сообщения и о других таранах, совершенных советскими летчиками в первый день войны. Но мы привели лишь те из них, на которые имеются документальные подтверждения. Нет сомнения в том, что дальнейшие исследования расширят этот список, помогут установить новые имена героев.

Интересно сравнить со статьями про тараны "первого дня" Михаила Тимина Последний довод против «мельдерсов» и «эдельвейсов», Первый воздушный таран Великой Отечественной, Дмитрий Кокорев – герой 22 июня 1941 года - насколько за 40 лет изменилась историческая наука :-)

PS. У нас, правда, Историю за "изменчивость" принято считать "продажной девкой" (путают с публицистикой, наверное). Но какая наука "не продажная" с такой точки зрения? Химия? С философским камнем, флогистоном и проч.? Астрономия с хрустальной сферой и Землей в центре? Медицина с прижиганием ран кипящим маслом и реанимацией вдыханием табачного дыма в задний проход? Все б только Историю ругать...

PSS. Только математика - Королева, потому что дважды два всегда четыре. "В прошлом, будущем и настоящем..." Если не в троичной системе счисления :-)
Tags: Великая Отечественная война, история, таран
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments