?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Практически все, кто пишет о первом десятилетии работы КБ А. Яковлева, отмечают: «Отличительная черта всех самолетов А. С. Яковлева — высокая культура веса, соединенная с чистотой выполнения. Она достигалась путем рационального выбора размеров самолетов, их силовых схем и тщательного подбора сечений по расчету».

Ну, и классика - истребитель Як-3, который «самый легкий истребитель Второй мировой войны» (по ее итогам, так сказать). Ну, что можно сказать? Кудесник кульмана и логарифмической линейки!

В чем же секрет «прочниста» Яковлева? Наверное он в справочнике по самолетам середины 30-х годов, где отмечается: «Один квадратный метр площади дюралюминиевого крыла ... пассажирского моноплана весил 16 кг, а квадратный метр крыла такого же самолета из дерева и фанеры весил на 3 кг меньше», а также «Металлический ... фюзеляж имел вес 1560 кг, тогда как такой же фюзеляж из стальных труб с полотняной обтяжкой весил 1239 кг». То есть вес планера самолета смешанной конструкции был на 20% меньше! Это притом, что ферму считать проще, чем монокок и полумонок с работающей обшивкой!

Yak_1.jpg

Yak_2.jpg

В результате, выбрав в середине 30-х годов принципиальную конструкционную схему для своих самолетов с деревянным крылом и ферменным фюзеляжем из хромансиля, Яковлев имел априори приоритет веса перед самолетами других конструкций - например, перед МиГ-3 с деревянным хвостом монококом и дюралевым крылом или "Ла" с чисто деревянной конструкцией. И никак албибабов! никакой мистики.

Comments

( 83 comments — Leave a comment )
svjatoy
Aug. 31st, 2017 06:51 pm (UTC)
У Яковлева было еще одно правило, ...
... которое им публично никогда не афишировалось, но постоянно подразумевалось: "Никогда, ни в чём и нигде не верь двигателистам - они на2,72бывают всегда!.."
Отсюда и такие требования к весовой культуре. ;)
afirsov
Aug. 31st, 2017 07:04 pm (UTC)
Re: У Яковлева было еще одно правило, ...
Мне почему-то вспомнилась история с двигателями для "Дримлайнера" и линейкой "Зеленых" (редуцированных) двигателей от Пратт-Уитни :-) - "У бабочек все тоже самое!"
(no subject) - iggosh - Jan. 4th, 2019 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 5th, 2017 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 3rd, 2017 04:28 pm (UTC) - Expand
ИТП В ноябре 1940 г. - bambi_simbam - Sep. 3rd, 2017 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 3rd, 2017 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bambi_simbam - Sep. 3rd, 2017 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 3rd, 2017 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bambi_simbam - Sep. 4th, 2017 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 5th, 2017 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bambi_simbam - Sep. 5th, 2017 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 7th, 2017 09:39 pm (UTC) - Expand
Вопрос давно разобран. - svjatoy - Sep. 5th, 2017 05:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 5th, 2017 03:36 pm (UTC) - Expand
Что-то вас заносит ... - svjatoy - Sep. 5th, 2017 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 5th, 2017 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 5th, 2017 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 5th, 2017 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 3rd, 2017 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - bambi_simbam - Sep. 3rd, 2017 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 3rd, 2017 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 3rd, 2017 11:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bambi_simbam - Sep. 4th, 2017 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 4th, 2017 08:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bambi_simbam - Sep. 5th, 2017 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak_12 - Sep. 7th, 2017 09:15 pm (UTC) - Expand
bambi_simbam
Aug. 31st, 2017 07:13 pm (UTC)
квадратный метр крыла такого же самолета из дерева и ф
Замена деревянного лонжерона крыла Як-7 на металлический позволила облегчить машину на 150 кг...
afirsov
Aug. 31st, 2017 07:17 pm (UTC)
Re: квадратный метр крыла такого же самолета из дерева
Цельнодеревянное крыло - это условность, даже у первых Як-7 были силовые нервюры из дюрали, да и те же щитки. Причем при замене на дельтадревесину была бы опять же экономия веса - это уже специфика отдельных узлов (лонжерон - из-за небольшой толщины крыла).
две силовые нервюры - bambi_simbam - Sep. 2nd, 2017 06:46 am (UTC) - Expand
elcor_prime
Aug. 31st, 2017 08:11 pm (UTC)
А разве Дзиро Хорикоши со своим "Зеро" не обошел по весовому совершенству всех конструкторов 2-й мировой вообще?
afirsov
Aug. 31st, 2017 08:17 pm (UTC)
У японцев с прочностью традиционно не все было в порядке. Причем, чисто теоретически, за счет максимально "ажурной" конструкции все было бы ништяк, но японское производство... тогда было что-то особенное. Контролеров там на работающего чувака было в 20 раз меньше, чем в США :-Е Поэтому у самолетов то крылья отвались на пикировании, то они развались от попадания простых крупнокалиберных пуль.
svjatoy
Aug. 31st, 2017 08:34 pm (UTC)
Если б от крупнокалиберных...
Воюя под Сингапуром на американских "баффало", британцы заменяли плоскостные 12,7-мм "браунинги" куда более легкими и скорострельными 7,7-мм "виккерсами". В бою против "зеро" (как и Ки-43) это давало преимущество!..
elcor_prime
Aug. 31st, 2017 08:45 pm (UTC)
Спасибо.

Просто на меня огромное впечатление произвела известная история о том, как за счет использования воздушных потоков (по сути, переводя полет в нечто близкое к планированию) летчики на "Зеро" сумели в полтора, что ли, раза увеличить радиус действия. Насколько я помню, подобного не пробовали делать больше ни одни истребители того времени. Невольно вспоминается анекдот про "-Но ты же коммунист! -И пулемет застрочил с новой силой".
(no subject) - bambi_simbam - Sep. 1st, 2017 06:32 pm (UTC) - Expand
svjatoy
Aug. 31st, 2017 08:22 pm (UTC)
Да, но какой ценой?
Брони нет.
Протектора на баках нет.
Рации нет (формально есть, но в реальности нет).
Ограничен по скорости пикирования, сильнее, чем "деревянный" Як-1, которому "зеро" уступает и по максимальной скорости.
Весьма национально-колоритный истребитель.
Re: Да, но какой ценой? - bambi_simbam - Sep. 2nd, 2017 07:44 am (UTC) - Expand
jr0
Sep. 3rd, 2017 07:59 am (UTC)
Во-первых, вовсе не самый легкий. Французы, скажем, делали легче даже по классу.
Александр Зиновьев
Sep. 5th, 2017 03:20 am (UTC)
Все гораздо проще
Экономия веса получена Яковлевым за счет неразъемного крыла и сниженных норм прочности.

Первое делало невозможным транспортировку в разобранном виде (об этом упомянуто в любой "мурзилке") и снижало ремонтопригодность (а вот про это вспоминать не любят).

Второй фактор более существенен - сниженная прочность вкупе с прочей экономией "на спичках", вроде системы наддува баков, сильно снижала живучесть (по статистике Як сбивался с 2-4 снарядов, самый низкий показатель в ВВС) и ресурс планера - редко какой истребитель жил более полугода (хуже всех было у предельно облегченного Як-3 - после войны они очень быстро были списаны, тогда как металлические Як-9 продержались в строю до начала 50-х годов).

Яковлев сознательно пошел на улучшение "табличных" характеристик (которыми очень удобно было пудрить мозги как Вождю Народов, так и впоследствии доверчивым читателям) за счет эксплуатационных.
bambi_simbam
Sep. 7th, 2017 07:10 pm (UTC)
Re: Все гораздо проще
Бред. Лютый ...
Яки прекрасно перевозились по ж/д с отстыкованным крылом .
А насчёт низкой ремонтопригодности и живучести неразъёмного деревянного крыла - вот вам деревянное неразъёмное крылешко Москито:
pic_22
Критикуйте.
ak_12
Sep. 5th, 2017 05:41 pm (UTC)
>Люди глубокомысленно рассуждающие о неэффективности Ил-2 совершенно не понимают вот этой самой специфики

Ил-2, со своей недостаточной продольной устойчивостью и недостаточной управляемостью в целом, а так же тряской при больших углах пикирования (т.е. на высоких для него скоростях) банально был плохой "оружейной платформой". Крайне неудачная установка пушек, дальше по размаху крыла чем пулемёты. Оптимальными для штурмовика были бы синхронные пушки, с БК защищенным броней, и конечно же мотор-пушка. Слабое ракетное вооружение (8 РС-82 на двухместном Иле превратились в 4 РС-82. В то время как на Су-2 и Су-6 подвешивали до 10 РС-132). Про бомбы сбрасываемые по расчёту времени (в голове пилота, позднее с помощью ВМШ-1/ВМШ-2) можно даже не вспоминать. Примитивные прицелы. Всё это делало Ил-2 малоэффективным ударным комплексом. На живучесть Ила отрицательным образом влияло отсутствие оборонительного вооружения, недостаточная маневренность и скорость.

>"В чем специфика ударов авиации «по линии боевого соприкосновения», по сравнению со всеми другими боевыми ударными задачами?

Вам стоит уточнить абстрактное понятие "линия боевого соприкосновения". Применение штурмовиков для ударов по первой траншее было тактически безграмотным. "Основными объектами действий штурмовиков на поле боя являлись танки противника в предбоевых и боевых порядках и артиллерия на огневых позициях... Пара Ил-2 способна была кратковременно подавить огонь одной батареи, расположенной на обычно оборудованной в инженерном отношении огневой позиции. Для подавления огня артиллерии на длительное время путем уничтожения и вывода из строя орудий и приборов управления огнем требовалось 11—12 Ил-2 на каждые три орудия"

>Для командира роты передним краем будет...

Научное определение понятия:

http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=8652@morfDictionary

Применение в наступательной операции штурмовиков для нанесения ударов по переднему краю, то бишь 1-й траншее 1-й позиции 1-го оборонительного рубежа обороны было тактически безграмотным.

>Если бы я хотел сказать "непосредственная авиационная поддержка",

А что ж не сказали, не использовали устоявшийся термин?

>с каких это пор американцы времен 2МВ являются специалистами в "непосредственной авиационной поддержке"?

С тех пор как поучаствовали во Второй мировой малой кровью и большим расходом снарядов и бомб.

>атака "группировки войск противника в тактической глубине (до 30-50 км от переднего края)." - далеко не всегда является непосредственной авиационной поддержкой.

http://militera.lib.ru/science/mednis_a/03.html

Тактика штурмовой авиации. — М.: Воениздат НКО СССР, 1936.

Основными задачами штурмовой авиации при использовании ее в интересах современного боя являются:
В наступательном бою:
а) В период подготовки к наступлению:
1) Подавление ВВС противника на его аэродромах.
2) Подавление и задержка подтягиваемых свежих сил противника.
3) Разгром обнаруженных резервов и скоплений войск.
4) Нарушение работы коммуникаций и органов боевого питания и управления.

б) В период прорыва укрепленной полосы противника:
1) Подавление ближних резервов, органов боевого питания, связи и управления с целью изолировать полосу нашего наступления от подхода и ввода в действие резервов и свежих сил противника.
Это не позволяет противнику наращивать силы сопротивления и создавать группировки для контрнаступления, а, следовательно, не позволяет ослаблять и истощать наши наступающие части. В этот период наносятся последовательные штурмовые удары по объектам, расположенным в ближайшем тылу противника, но, как правило, за пределами досягаемости огневых средств наших наземных войск. Эти объекты могут в ближайшее время повлиять на ход боя, но если они подавляются штурмовиками, то штурмовые удары дополняют огонь нашей артиллерии, как бы перенося его на всю тактическую глубину обороны противника, и тем самым способствуют продвижению наших танков за пределы непосредственной артиллерийской поддержки и т. д.
2) В исключительных условиях обстановки на штурмовиков может быть возложено непосредственное содействие продвижению танков в пределах поля боя. В данном случае основным объектом удара штурмовиков является артиллерия..."

Видите в тексте что нибудь про удары "по переднему краю обороны"?
bambi_simbam
Sep. 8th, 2017 07:13 pm (UTC)
К 19 ноября 1941 года Су-2 был единственным серийным боевым самолётом с мотором М-82. Его вознамерились заменить в производстве на двухместный Ил-2, опять же с мотором М-82, который в результате в серию так запустить не удалось, ни на одном заводе.

Будем обсуждать успешность испытаний двухместного Ил-2 с М-82 на 19 ноября 1941-го года и адекватность, а так же "своевременность" принятого в тот день решения о снятии Су-2 с производства? Адекватность и своевременность более позднего решения о расформировании завода № 135?
======================
Конечно серийным , серия - ДВЕ машины, построенные для проведения испытаний.
" Мотор М-82 проходил летные испытания на всех современных типах боевых самолетов: на истребителях ЛаГГ-3 (вариант Гудкова), И-185, МИГ-3, бомбардировщиках СУ-2, 103, ДБ-ЗФ и штурмовике ИЛ-2.

Выявленные в процессе опытной эксплоатации дефекты мотора и винтомоторной группы как-то: выброс масло через суфлеры, нестабильность расходов топлива по высотам, недостаточная надежность масломагистроли, соединяющей моторные и самолетные агрегаты, заводом частично устранены и проводится дальнейшая доводка с целью еще большего увеличения надежности мотора и винтомоторной группы. "
Директор завода № 19 Кожевников
4 апреля 1942 г.
Особенно обращаю внимание на слово "частично"

Да да, на госиспытаниях И-185 с "не доведённым до рабочего состояния" М-71 продемонстрировал 15 декабря 1942 года скорость 680 км/ч на высоте 6100 м. Даже интересно какая была бы скорость если бы М-71 довели до рабочего состояния.:)
===============================
Если бы довели , то он показывал бы эти ТТХ в каждом полёте. На фронте мало того факта, что самолёт в одном полёте из десятка , когда не забарахлил двигатель , показывает высокие данные. Необходима ещё и некоторая стабильность .

АШ-82ФН серии 4 это мотор 4-й серии, а не "совсем другой мотор"
===============================
Тот же , но с блоком цилиндров и коленвалом от М-83 :)

Послевоенные ВВС нуждались в цельнометаллических поршневых истребителях для замены малоресурсных поршневых истребителей военного времени.
========================================
Именно. И в двигателях , для замены малоресурсного М-82 . И в 18-цилиндровой звезде - её примеряли на Лавочкин ещё весной 1943 года.
la5m71-1
Но не осилили. Ослили бы - был бы Ла-5М-71 , Су-6 , ДВБ-102...

Вы увидели в утрате интереса к разработке новых типов поршневых моторов для истребителей нужду? Технологически мы тогда потянули РД-45 - копию Rolls-Royce Nene и РД-500 - копию Rolls-Royce Derwent V. Зачем нам тогда было копировать Jumo 213?
===================================
А зачем мы в 1947 году копировали В-29 , как думаете?

И к вопросу об аллигаторах ... моторах ЮМО-213
FW190-D9-15s








Алексей
Sep. 9th, 2017 06:40 pm (UTC)
Прекрасное обсуждение. Жаль, что чаще всего не соответствует заглавной про ЯКи. Похоже, что теперь все сваливается в илосрач.
У меня вопрос про упомянутый МИГ-3. Как можно случайно получить заднюю центровку с двигателем такого веса? Судя по корням из КБ Поликарпова и смещению кабины назад, как в И180/185, это сделано сознательно, как мне кажется. Тогда какие преимущества могла давать такая центровка, и какие преимущества имела та же Аэрокобра?
( 83 comments — Leave a comment )

Profile

afirsov
afirsov

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner