afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

"Минимаксное решение" (с)

Это не из экономики. В 1970-х годах офицером ВВС США Джоном Бойдом и авиаконструктором Перри Спреем под впечатлением американских войн в Корее и Вьетнаме была предложена концепция «Минимаксного комплекса» для строительства вооруженных сил. Концепция предусматривала сочетание дорогих, эффективных систем вооружения, закупаемых в ограниченном числе, со сравнительно простыми, массовыми образцами. Согласно этой концепции тогда же были разработаны истребители США F-16 для ВВС и F-18 для авиации флота (первоначально конкурент F-16 в конкурсе ВВС под обозначением YF-17) в качестве дополнения менее массовых и более дорогих истребителей F-15 ВВС и палубного F-14...

К чему бы это? А недавно наши «... и другие официальные лица» вдруг заговорили о необходимости создания более дешевого комплекса ДРЛОиУ, чем известный А-50 «Шмель». Дошло. Удивительно, но такая идея должны была посетить «кой-кого» еще в 2008 г. по опыту войны 8-8-8, не говоря уж после событий 2011 г. – начала войн от Магриба до Среднего Востока, развязанных США. Уже тогда было ясно, что участие в этих войнах ряда систем вооружения избыточно. Собственно в Сирию А-50 первоначально направлять явно не собирались, что в конце концов аукнулось серьезными имидживыми потерями (сбитые самолеты, ракетные атаки, обстрелы). В результате А-50 туда пришлось таки гнать, но «что толку»? Один ДРЛО в многолетнем конфликте – не воин. Хотя бы по тому, что невозможно обеспечить круглосуточное патрулирование.

A-50 в Сирии - слева машины обслуживания

Нужны более дешевые «решения», которые к тому же можно эксплуатировать с плохо подготовленных аэродромов, в условиях нерегулярного снабжения и желательно способные выполнять широкий круг задач.


Собственно в 2011 г. в войне против Ливии как-то незаметно, но отличился такой «дешевый» ДРЛО – греческий комплекс «Эриай», созданный шведами. Небольшой самолет оказался способен даже на то, с чем не смогли справиться «большие» АВАКСы НАТО – обнаружением ливийских вертолетов, действовавших методом короткого «подскока». Несколько позже о таком самолете озаботились саудиты, которые в довесок Е-3 (что характерно) докупили те же шведские комплексы «Эриай», –как раз в расчете на использование в затяжном конфликте с йеменскими хуситами.

Самолет ДРЛО греческих ВВС со шведским комплексом "Эриай" ("коромысло" антенны) на базе бразильского "Эмбраера"

Китайцы, например, к своему основному самолету ДРЛО KJ-2000 (практически аналогу нашего А-50) создали уже аж два поколения «тактических» ДРЛО – КJ-200 (с «коромыслом» антенны АФАР) и KJ-500 (с классической «тарелкой», но невращающейся). У китайцев есть еще даже более дешевый вариант – ZDK-03 для Пакистана – там только треть антенны осталось за счет вращающейся «тарелки» – для тех, кому не надо следить за «быстрыми» целями. Индусы опять же к аналогу А-50 – своему «Фалкону» сами делают легкий ДРЛО на базе бразильского «Эмбраера»...

И вот, случилось чудо! Наши озаботились. Сейчас. Как в старом советском анекдоте: «Ярославское училище ПВО к атомной войне готово!»
Ага. На базе самолета «легкого» класса. Какого? У нас чего-то осталось?

Забавно, что как раз в 2011 г. еще «теплился» самолет, идеально подходящий на эту роль – Ту-334. Благодаря установке двигателей в хвостовой части на борта его фюзеляжа отлично вписываются конформные АФАР (красным цветом), типа тех, которые ставятся на «Гольфстриме» израильтянами (не надо париться длительным НИОКР при установке «тарелки» или «коромысла»).

Tu334X.jpg
Ту-334 с "натянутым" бульбом обтекателя конформной антенны от G550 (графически, разумеется)


Сам самый "модный" на данный момент самолет ДРЛО - G550 "Гольфстрим", - фюзеляж там не для страдающих клаустрофобией...

При этом, в отличие от большинства современных самолетов подобного класса, Ту-334 создавался именно для эксплуатации с «недостаточно» оборудованных аэродромов, приспособлен к «спартанскому» обслуживания «отечественным» персоналом. В отличие от того же «Гольфстрима» и всех «Эриаев» наш самолет имеет широкий фюзеляж («труба»-то от Ту-204). То есть, можно поставить и дополнительные баки в багажный отсек часов на 8-9 патрулирования, и оборудования много в салон напихать, и пару смен операторов (больше двух часов на такой работе – непродуктивно будет).

Но какие-то, «особо умные» господа решили вместо Ту-334 поддержать «украинского производителя» со всякими Ан-140, Ан-148... Слова есть? нет уже слов.

В общем, все пролюблено кроме чести – её изначально не было.

PS. Пару месяцев назад Казахстан решил закупить в Китае транспортные самолеты. Ага. Y-9. Развитие нашего лицензионного Ан-12. Замену которому мы «делаем» еще с 70-х годов (Ан-70, Ту-330, Ил и другие «попытки»). Теперь «своим же салом по своим же сусалам». Дожили. Придется, похоже, в Китай, с протянутой рукой. Купим их аналог Ан-24 или неданошеннорожденный ARJ-21 (благо схема позволяет)...
Tags: А-50, ДРЛОиУ, Сирия, Ту-334
Subscribe

  • "Книга чисел"

    Тут интересные цифры привел малазийский пилот, летавший как на истребителе Сухого Су-30МКМ, так и на американском F-18: "Типовую беспилотную мишень…

  • "МиГ-21 - это автомат Калашникова среди самолетов"

    В связи с очередной катастрофой истребителя МиГ-21 индийских ВВС там в прессе возникла очереднадцатая кампания под девизом "МиГ-21 - летающий…

  • Дела беспилотные-ПВОшные

    Хуситы в Йемене сбили очередной саудовский беспилотник. Тот оказался новинкой - турецким "Vestel Karayel". Аппарат только только поступил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • "Книга чисел"

    Тут интересные цифры привел малазийский пилот, летавший как на истребителе Сухого Су-30МКМ, так и на американском F-18: "Типовую беспилотную мишень…

  • "МиГ-21 - это автомат Калашникова среди самолетов"

    В связи с очередной катастрофой истребителя МиГ-21 индийских ВВС там в прессе возникла очереднадцатая кампания под девизом "МиГ-21 - летающий…

  • Дела беспилотные-ПВОшные

    Хуситы в Йемене сбили очередной саудовский беспилотник. Тот оказался новинкой - турецким "Vestel Karayel". Аппарат только только поступил…