afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

Новое слово - Vaporware


Казалось нет еще таких неприятностей и задержек, которые не испытала бы на себе программа индийского танка «Арджун», стартовавшая аж с 1971 г. – после очередной войны с Пакистаном. После многочисленных проволочек, большинство из которых было связано с требованием снизить массу танка, на вооружение двух полков на границе с Пакистаном поступили 100 машин первой модели «Арджун» Мк.I. В 2014 г. был заключен контракт на поставку еще 118 танков второй, «улучшенной-усиленной» модели – Мк.II. Однако состояние дел с его реализацией вызывает ощущение дежавю.

Как следует из очередного парламентского доклада самая длительная и проблемная военная программа Индии получила очередную «подножку», наверное самую серьезную в своей истории: армия потребовала от разработчиков полностью переделать башню и корпус танка, чтобы снизить его массу, не теряя общих боевых свойств. Сейчас «Арджун» Мк.II весит более 68 тонн – на шесть тонн больше, чем Мк.I. Еще бы, танк получил 73 различных доработки и «улучшения конструкции» - все, что требовал заказчик. Армия заявила, что подобная масса абсолютна неприемлема для действия танка в условиях развитой или «частично развитой» инфраструктуры на «Западном фронте». То есть танк не может действовать где-нибудь за исключением пустынной местности (этого «Кингтигра» ни один мост не выдержит).

Собственно возможность доработки башни и корпуса разработчики стали прикидывать еще с осени прошлого года, и тогда же было заявлено, что серьезные изменения приведут к «длительному циклу ОКР и испытаний». И это вместо ожидаемого заказа на еще 118 танков. По предварительным прикидкам получалось, что к марту 2018 г. можно будет вывести на испытания танк с массой, сниженной на 3 тонны. Однако армии такое положение дел не понравилось: «Снижение массы на 3 тонны до 65 не даст никаких преимуществ, и даже снижение массы до 62 тонны, как на Мк.I, ничего принципиально не меняет!» То есть по мнению армии такое снижение массы недостаточно, и к тому же потребуется еще 6-8 лет для проведения испытаний доработанного танка.

Удар для разработчиков программы из DRDO оказался тяжелым. Они пытались доказать, что «Арджун» таки можно использовать на «урбанизированной» местности и требовали провести совместные испытания с русским Т-90С (как десять лет назад с Мк.I). Однако армия заявила, что это танки различных весовых категорий и у них разное оперативное назначение: «Арджун» предназначен для «Западного фронта», а более легкий Т-90 – для «Восточного» – китайской границы (чего-то зауважал индийских военных – в общем концепция построения танковых войск вполне логичная, учитывая географические особенности региона). То есть сравнивать их бесполезно: «все равно «Арджун» нельзя перебросить к границе Китая ни самолетом, ни железнодорожным транспортом». Еще одним «комком грязи» на светлый образ «Арджуна» стало сообщение, что с середины 2015 г. 100 из 124 танков в настоящее время небоеспособны из-за ... недостатка запчастей зарубежного производства! Нужно учесть, что разработка собственного танка была начата в Индии исключительно для того, чтобы избежать зависимости от зарубежных поставок.

Очередное перепроектирование танка доведет время выполнения программы уже до неприличных сроков – более полувека! При этом еще не факт, что положительный результат со снижением массы будет получен. Так что заказ на 118 танков Мк.II может оказаться последним, а когда программа стартовала, заявлялось, что менее чем за 500 танков «вставать с гамака бесполезно». Какие там 500, может вообще быть ноль!
Tags: Индия, маразм крепчал, танк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments