afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Categories:

Это было хорошей идеей ТОГДА

Пост уважаемого thewaran - Совершил первый полет F/A-18F "Super Hornet" с конформными топливными баками.
напомнил причины появления очередной модификации "Хорнита", ...и речь скорее о F-35:

F35A

Можно сказать, что программа «объединенного ударного истребителя» – JSF вышла на финишную прямую: производители и заказчики согласовали сроки постановки самолета на вооружение, или, если быть совсем точным – «достижения первоначальной боевой готовности», так как о полном завершении конструкторских работ по F-35 речь пока не идет. Объявлению сроков ввода истребителя в строй предшествовали достаточно драматичные события.

Во-первых, произошли серьезные кадровые перестановки в руководстве программы JSF – в частности ушел руководитель работ со стороны фирмы-разработчика «Локхид», возглавлявший проект в течение почти 12 лет. Перестановки произошли среди представителей заказчиков.

Во-вторых, мировой финансовый кризис коснулся и столь дорогостоящей программы, как F-35. И если американцы могут еще себе позволить выделять дополнительные средства для компенсации роста цены НИОКР и затрат, связанных со срывом сроков, то зарубежные партнеры вынуждены прибегать к мерам жесткой экономии: общая цифра зарубежных заказов на F-35 сократилась почти на сотню по сравнению с первоначальными планами, охватывающими 730 истребителей.

В-третьих, лопнуло терпение американских законодателей. Именно они потребовали публичного оглашения конкретных дат принятия истребителя на вооружение, а не расплывчатых обещаний «объединенного офиса», курирующего программу JSF.

Сразу вызывает удивление выбор среди 13 американских и зарубежных партнеров «стартового» получателя F-35. Им стал Корпус морской пехоты США, который должен ввести в строй первую эскадрилью с 10 F-35B к декабрю 2015 года. Среди трех видов вооруженных сил США, участников программы JSF, морпехи является «младшим партнером» с наименьшим объемом заказа. Создается впечатление, что после двух лет переговоров между военными выбор был сделан в приказном порядке без учета реального состояния работ по самолету и потребностей служб.

Дело в том, что принимаемая морской пехотой модификация истребителя F-35B всегда считалась с одной стороны наиболее технически рискованной разработкой, а с другой наименее приоритетной по сравнению с двумя другими модификациями. Достаточно сказать, что конструкторские работы по F-35B начались на два года позже, чем по F-35A.

Да, широкая унификация среди трех модификаций JSF значительно сокращала сроки работ и затраты, но в тоже время не позволяла в полной мере учитывать конкретные пожелания отдельных заказчиков. Теперь с этими проблемами предстоит столкнуться именно морпехам.

Еще не полная комплектация самолета, с которой JSF поступит на вооружение, совершенно не соответствует задачам, возлагаемым на него Корпусом морской пехоты. Самолет короткого взлета и вертикальной посадки F-35B предназначался в первую очередь для замены «вертикалок» AV-8B, имеющих уже полувековую историю. Основными задачами, которые решали «Харриеры», была непосредственная поддержка своих войск на поле боя. А теперь глянем на ту «комплектацию», с которой F-35B поступит на вооружение.

Во-первых,  самолет будет оснащен не полной «боевой» версией матобеспечения борта Блок 3F, а «ограниченной» - Блок 2В. Чисто формально последняя позволяет применять ключевые виды вооружения, предусмотренные программой JSF: ракеты «воздух-воздух» AIM-120, бомбы с лазерным наведением GBU-12, бомбы со спутниковой коррекцией JDAM, обычные бомбы. Сразу можно отметить, что из всего набора «сертифицированного» вооружения задачам непосредственной поддержки соответствуют только бомбы GBU-12, а все остальное вооружение нельзя использовать без риска поражения своих же войск. Более того, все это вооружение в рамках Блок 2В можно применять только с внутренней подвески. Под истребитель пока нельзя даже подвесить пушку! Она еще даже не испытывалась с самолета, так как сейчас идет борьба с дрожанием проецируемого в шлеме изображения. Дрожание возникает при тряске на некоторых режимах полета, вызываемой бафтингом. А при стрельбе из пушки, тряска ожидается еще больше.

Во-вторых, кроме недовведенного еще матобеспечения, возникли проблемы и с нашлемной системой отображения информации. Причем именно в ключевых для Корпуса морской пехоты режимах полета – невозможно совершать вертикальную посадку и дозаправку самолета в темное время суток. Можно вспомнить, что в военных конфликтах последних двух десятилетий, американцы делали ставку на использование своей авиации в условиях плохой видимости (ночью, в плохих погодных условиях), чтобы исключить противодействие средств ПВО с визуальным прицеливанием и наведением. Поэтому, если тот состав вооружения, который получит F-35B к декабрю 2015 года,  отвечает чисто формально задачам «первого дня конфликта» (то есть в первую очередь подавления средств ПВО противника), то отсутствие всепогодности применения истребителя Корпусом морской пехоты, сводит  и это достоинство на нет.
F35G2
                                                                                        Шлем Gen 2

Наконец серьезные проблемы выявились в связи с испытаниями F-35B с палуб авианесущих десантных кораблей, используемых Корпусом морской пехоты. Оказалось, что сделанное в 2010 году фирмой-разработчиком «Локхид» заявление, что параметры выхлопной струи двигателя F-35B будет совпадать с аналогичными у AV-8B, не соответствует действительности. Испытания показали, что палубы десантных кораблей требуют специального усиления и покрытия жаропрочным материалом. Более того, требуется убрать, перемесить, либо экранировать многочисленное оборудование на верхней палубе кораблей: средства ПВО, связи, авиационное техническое оборудование. А это дополнительные серьезные расходы, которые в условиях финансового кризиса еще даже не запланированы. Когда и в какие сроки пройдет переоборудование авианесущих кораблей сейчас не известно, зато четко отмечена позиция морпехов: «Если F-35B нельзя применять с десантных кораблей, то зачем он нам нужен?»

Пожалуй, единственным разумным объяснением в выборе Корпуса морской пехоты в качестве головного получателя F-35 является то, что самолеты должны поступить на базу США в Японии, то есть в потенциально один из самых «горячих» районов мира. Появление здесь, рядом с проводящей ядерные и ракетные испытания КНДР, с конфликтующим с Тайванем и Японией Китаем, и наконец, рядом с Россией, имеющей территориальный спор с Японией, ударных самолетов пятого поколения, даже с ограниченными возможностями, является серьезным политическим аргументом и фактором давления. В таких условиях «частной позицией» морпехов можно было пренебречь.

Тем не менее, вынужденный смериться с волевым решением руководства, Корпус морской пехоты «отступил на заранее подготовленные позиции». Практически сразу после объявления сроков поступления JSF на вооружение представители Корпуса заявили, что они планируют сократить темпы закупок F-35B примерно на 20%. Напомним, что общий объем заказа Корпуса уже сокращен с 609 самолетов до 440. Были сразу пересмотрены планы начала снятия с вооружения в 2015 г. штурмовиков AV-8B – теперь сроки их эксплуатации предлагают продлить до 2030-х годов. «Харриеры» планируется модернизировать, оснастив их новым локатором с ФАР, нашлемной системой прицеливания, ракетами «воздух-воздух» AIM-120 и проч. То есть «запасной вариант» у морпехов есть. Судя по всему, первые F-35B пойдут в первую очередь на замену истребителей-бомбардировщиков F/A-18C/D, чей ресурс уже действительно подошел к концу.

Следующим получателем F-35 должны стать ВВС США, испытывающие настоятельную потребность в обновлении авиационного парка быстро стареющих истребителей и штурмовиков. «Первоначальной боевой готовности» со своими 12 F-35A ВВС США планирует достичь к декабрю 2016 г. При этом главным отличием от F-35B станет использование бортового матобеспечения Блок 3I – фактически отлаженной версии Блока 2В (то есть морпехам еще достанутся и программные баги). Потребность настолько серьезная, что ВВС США являются одними из немногих из участников программы JSF, не сократившие в последнее время планируемых объемов закупок – 1763 F-35A. В отличие от Корпуса морской пехоты и флота США у ВВС «запасного варианта» нет. Правда, Конгресс немного другого мнения. В частности долгосрочными планами закупок до 2030 г., рассматриваемыми конгрессом, предусматривается, что ВВС США получит только 770 F-35A, вместо затребованных 1050. Зато к 2030 г. сохранятся 300 каких-то «модернизированных» F-16. ВВС сейчас находятся в шоке и это заявление конгрессменов не комментируют.

Зато флот США сумел заметно отодвинуть сроки принятия своих F-35C на вооружение – вплоть до февраля 2019 г. Флот и раньше демонстрировал свою позицию по окончательной доводке истребителя: «Мы твердо знаем, что нам нужны: гак, дальность полета и полная боевая нагрузка». Как известно, с этими параметрами как раз проблемы. Использование внешней подвески возможно только с окончательной версией матобеспечения Блок 3F, которая может появиться на F-35 не раньше 2017 г. после запуска в производство серии LRIP-9. И то представители ВВС США официально отметили, что риск с задержкой отладки последней версии матобеспечения довольно высокий («Отладка последних 15% программного кода займет гораздо больше 15% всего времени, отпущенного на тестирование»).

Зыбкостью ситуации с палубным F-35C сейчас осторожно пытается воспользоваться фирма «Боинг», которая предлагает проект своего «Улучшенного Супер Хорнита». Представители фирмы отмечают, что практически единственным реальным преимуществом F-35C перед «Супер Хорнитом» является его скрытность от локаторов, однако при определенной конфигурации внешней подвески и с носовых ракурсов радиолокационная заметность F/A-18E не выше, чем F-35. Использование разрабатываемого для «Улучшенного Супер Хорнита» контейнера с внутренним размещением вооружения сделает истребитель-бомбардировщик практически эквивалентным F-35 при выполнении задач «первого дня конфликта». При этом расширенный ассортимент вооружения и универсальность использования сделают доработанный F-18 гораздо более эффективным для задач «шестого и последующего дня конфликта» (то есть при переходе от подавления средств ПВО к оказанию непосредственной поддержки своих войск и изоляции района боевых действий).

Не удивительно, что в таких условиях флот США сумел настоять на начале поставок F-35C с уже отлаженным матобеспечением Блок 3F и с полностью доработанной нашлемной системой Gen 3. При этом, получив истребители в запланированной конфигурации, флот избавится от необходимости доработки самолетов, выпущенных в рамках ограниченного серийного производства (серии LRIP).

Установка сроков принятия на вооружение для видов войск США кроме всего прочего означает, что зарубежные партнеры смогут получить боеспособные F-35 в запланированной комплектации не ранее 2020 года. Это сильно меняет расклад сил на рынке боевой авиации. «Все это было хорошей идеей ТОГДА!» - когда зарубежные партнеры принимали решение об участии в программе JSF, еще не было состоящих на вооружении «Тайфуна» и «Рафаля», к тому же уже проверенных в боях. Даже сильно постаревший F-15 нашел свою нишу для конкурентной борьбы. Это когда-то JSF стоил (на бумаге) много меньше и планировался к поставкам в другие сроки. Партнерам обещали участие в доли прибыли от продажи 4000, 5000 и даже 6000 самолетов! Итальянцы даже (совершенно добровольно) построили завод по сборке JSF. Сейчас эти благие намерения используются для выкручивания рук: «Локхид» предупредила, что если Италия и Австралия сократят свои заказы, то останутся без субконтрактных работ.

В принципе сужающиеся объемы заказов на F-35 могли бы компенсироваться экспортными контрактами. При этом анекдотичность ситуации заключается в том, что сами участники программы JSF, в первую очередь британцы и итальянцы, со своим «Тайфуном» составляют конкуренцию F-35 на конкурсах в той же Канаде, Дании, Южной Корее. Да и сама логика закупки Британией и Италией истребителей JSF при наличии уже на вооружении «Тайфуна» выглядит не очень понятной. Не случайно, что «зависло» две трети контракта на F-35B с Великобританией, а контракт с Италией уже сокращен и есть серьезная оппозиция по вопросу приобретения оставшихся машин. Даже там, где формально поиском альтернативных решений не занимаются, например, в Голландии, были потрясены, узнав, что только что выпущенные F-35A направляются напрямую … на склад! За голландские деньги! Правда, их пытаются успокоить: «Если вы возьмете прямо сейчас, то сэкономите деньги потом…» «Потом», это где-то, начиная с 2022-2024 годов!

Считается, что на рынке боевой авиации действует правило оттягивать принятия «трудных» решений настолько, насколько это только возможно (а «трудные» – все решения). Однако, имея на руках быстро стареющий флот в основном истребителей-бомбардировщиков F-16 и F/A-18, партнеры по программе JSF просто вынуждены искать возможную альтернативу. Вот и поглядывают австралийцы на «Супер Хорнит», а голландцы с датчанами на «Грипен»…

На данный момент можно сказать, что объявление конкретных сроков принятия самолета на вооружение сразу загоняет фирму «Локхид» в жесткие рамки, а заказчиков заставляет стать более требовательным, чтобы не потерять своего лица. Ожидать в таких условиях адекватных и взвешенных решений не приходится, тем более проблем даже на «финишной прямой», на которую вышла программа JSF, хватает.

Tags: f-35, f/a-18, jsf, Грипен, Торнадо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments