afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

"Воздушного прикрытия не будет, - Рудель заболел!"

Вопрос о боевой эффективности немецкой штурмовой авиации при действии по танкам относится уже лет 25 к категории вечных ценностей электронных «форумов», начиная, пожалуй с ФИДО.

С одной стороны есть вполне компетентное (то есть «слишком интеллектуальное» (с) Дана Борисова) мнение А. Широкорада на основе статистики потерь советских танков и О. Растренина на основе полигонных данных и расчетов боевой эффективности о том, что реальный вклад немецких штурмовиков в сдерживании «сталинского железного кулака» был мизерным.

С другой стороны есть «сказки первентинового леса» из мемуаров «самого лучшего охотника за танками всех времен и народов» - Руделя, а также отдельные документальные примеры эффективных ударов немецкой авиации по нашим танковым частям. Практически любая западная книга про Курскую дугу содержит какие-либо варианты красивой картинки, как любимая «пушечная птичка» Руделя – Ju 87G с 37-мм пушками расстреливает «тридцатьчетверки». Просто обязательный элемент программы. И ничего, что Ju 87G под Курском не использовались...

31_Battle_Of_Kursk_small.jpg
Картина Николаса Труджьяна "Бэтл оф Курск"

А что думало руководство немецко-фашистских ВВС – люфтваффе (о чем думал Геббельс – понятно) по поводу своих "противотанковых" штурмовиков?
Благодаря оцифровке 500-го фонда ЦАМО можно почитать об этом из первых рук.

И так, боевое использование штурмовиков по опыту трех лет на Восточном фронте в документе «Взаимодействие авиации с сухопутными войсками на поле боя», д.324, оп.12480, ф.500. Март 1944 г. Штаб оперативного руководства, отдел 1а (боевой подготовки)

«Штурмовики Ю-87 достигают наибольшей эффективности, действуя на узких участках, и большого морального воздействия. Но ПВО противника сокращает их широкое применение днем и на широких участках, поэтому они вынуждены действовать на узких участках.

По мимо уничтожения танков бомбами обычными штурмовиками, вводятся в действие особые штурмовики-истребители танков, вооруженные пушками. В следствие сильной ПВО штурмовики-истребители танков обычно не могут уничтожать сосредоточение танков.

В качестве противотанкового штурмовика используются самолеты Хеншель-129 и Юнкерс Ю-87Г (с особым снаряжением). Оба самолета, вследствие их большого веса и специального оружия, обладают малой скоростью и недостаточно маневренны. Они очень уязвимы от огня противника, и возможность их применения соответственно ограничены.

Штурмовая противотанковая авиация

Штурмовая противотанковая авиация имеет на вооружении самолеты Хеншель-129 и Юнкерс Ю-87Г. Они вводятся в бой против прорвавшихся танков и бронемашин противника. Но опыт показал, что они не могут быть использованы против танков на исходных позициях, т.к. последние имеют очень сильную зенитную оборону. Целесообразно одновременно вводить в бой самолеты штурмовой противотанковой авиации и самолеты штурмовой авиации ФВ-190 или Ю-87. Они подавляют [противовоздушную] оборону противника и сопровождающую танки пехоту, в то время когда самолеты штурмовой противотанковой авиации атакуют непосредственно танки. Предпосылкой к успеху являются слаженность в действиях обоих соединений. В противном случае клубы дыма и пыли могут препятствовать успешным действиям самолетов противотанковой авиации или последние будут повреждены бомбовыми осколками*.

Штурмовая противотанковая авиация вводится в бой мелкими подразделениями (2-3 самолета).»


Особенно понравилось последнее. Ага, участок прорыва танковой армии и против них 2-3 штурмовика (типа, Рудель с ведомым). С парадной вероятностью поражения танка 0,15 точно всех порвут. А спустя полвека Широкорад напишет, что потери танков от авиации были меньше, чем "военно-морским способом".

___________
* - кстати, похоже поэтому немецкие штурмовики во время Прохоровского сражения не заявили ни одного танка - видать во время "сшибки" там была такая пылища, что ничего не было видно. Забавно, что именно из-за этого по опыту учений 1970-х годов у нас стали разрабатывать самоходный ПТРК "Хризантема" с РЛС-наведением.
Tags: hs 129, ju 87, Курская Дуга, танки, штурмовики
Subscribe

  • "Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена..."

    Сегодня Федор Конюхов совершил перелет из Москвы до Ростовской области на самолете «Летающая лаборатория», оснащенном электросиловой…

  • "Опасная штука эти перстни"(с)

    Литий-ионные батареи горят не только на "теслах" и "дримлайнерах". И фиг потушить. Якобы короткая в батарее... На "дримлайнерах" решили проблему…

  • Души самолетов

    Одно из самых завораживающих зрелищ - групповой пилотаж планеров. После рева моторов, порой сотрясающих грудную клетку, кажется, что оглох. Больше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • "Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена..."

    Сегодня Федор Конюхов совершил перелет из Москвы до Ростовской области на самолете «Летающая лаборатория», оснащенном электросиловой…

  • "Опасная штука эти перстни"(с)

    Литий-ионные батареи горят не только на "теслах" и "дримлайнерах". И фиг потушить. Якобы короткая в батарее... На "дримлайнерах" решили проблему…

  • Души самолетов

    Одно из самых завораживающих зрелищ - групповой пилотаж планеров. После рева моторов, порой сотрясающих грудную клетку, кажется, что оглох. Больше…