afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

25 наиболее заметных событий в мировой авиации в 2015 году

Журнал "Флайт" составил список 25 наиболее запоминающихся событий и тенденций в мировой авиации в ушедшем году. Список специфический, но отражает взгляды части западных специалистов.

Выкатка «Эрбасом» первого вертолета поколения - «H»

Подразделение «Эрбас-хеликоптерс» представило первый в линейки вертолетов Н - средний Н-160, предназначенный для замены A365 «Дэфина» и Н155, а также, возможно, будущий «убийца» для своего конкурента от «Агусты» - AW139. Во время проектирования фирма отказалась от многих нововведений (ЭДСУ, развитой «стеклянной» кабины и проч.), но оставила наклоненный хвостовой фенестрон и бипланную схему оперения. Первый полет состоялся в июне. Начало «подписной компании» перенесено на 2016 г., когда по итогом испытаний окончательно определятся характеристики, а заодно станет ясна востребованность вертолета на рынке.

Проблемы «Бомбардье»

Для канадцев 2015 год был очень сложным. С одной стороны, удалось получить сертификат на первый самолет CS, а с другой – фирма закрыла проект цельнокомпозитного «Лирджета» 85, списав 2,6 млрд долл. в убыток. Затраты по самолеты CS составили еще 3,2 млрд, а за 1,5 года не удалось получить ни одного нового заказа на него... Только поддержка провинции Квебек и обещания правительства самой Канады о новых вливаниях держат фирму на плаву.

Сокращения заказов на самолеты «Боинг»

2014 г. был рекордным на заказы для «Боинга», но поддержать темп в 2015 году не удалось – они упали почти в три раза: с 1432 до 568 самолетов. Фирма надеялась получить такое количество заказов, которое способно производить – 755-765 вертолетов в год.

«Ходють упорные шлюхи», что вал заказов в предыдущие годы – «пузырь», подобно многим финансовым пирамидам, надутый искусственно. Рост цен на нефть делает закупку новых дорогих авиалайнеров невыгодным – они не окупаются по сравнению с самолетами предыдущего поколения. Падение заказов – разумная реакция перевозчиков, умеющих считать.

«Эмбраер» закончил работы по «Лигейси»

10-летняя работа по безнес-джету завершилась получением в августе сертификата Штатов на модель «Лигейси» 450. Самолет представляет собой сочетание административного самолета минимальных размеров с дальностью полета безнес-джета среднего класса, что позволяет использовать его на наиболее распространенных «деловых» маршрутах (типа, из Фриско на Гавайи или из Абу-Даби в Канны :-). По делам. Да-с.

«Психически больной» пилот убил 150 человек

Так, по крайней мере, заявляется. 24 марта второй пилот А320 направляет самолет в альпийские скалы.
Почему? Никто не пишет. Типа, чего взять с больного? Злые языки утверждают, что пассажиров погубила ... боковая ручка управления на А320. Первый пилот должен быть левшой, и если у «правака» нет навыков выработать «левизну», шансов пересесть в кресло командира лайнера очень мало. Чем не повод для депрессии?

Новые административные самолеты «Текстран»

Фирма «Текстран эвиейшн» решила «украсить» свою линейку из 18 самолетов «большим» бизнес-джетом. Административный самолет «Хемисфир» разрабатывался еще «Цессной» в качестве наиболее крупного самолета в ее линейке. Самолет при цене 30-35 млн долл. должен был иметь дальность полета свыше 8000 км и фюзеляж диаметром в 2,6 м. Основными конкурентами рассматривались «Челенджер» 650 от «Бомбардье», «Фалкон» 2000XLS от «Дассо» и эмбраеровский «Лигейси» 650. Когда «Текстран» купил «Цессну», проект был переработан: дальность полета сократили на 600 миль, двигатели «СНЕКМА» поменяли на Хониуэлл HTL7700L. Первый полет запланирован на 2016 г., поставки – на 2017 г.
«Цессна» также разрабатывает новый однодвигательный турбопроп – проект должен быть завершен в 2016 г., тогда его и увидим.

Вообще важность новостей из области деловой авиации могут нас удивить, но, учитывая, что 75% «деловой» и «авиации общего назначения» потребляется в Штатах, для них это действительно имеет серьезное значение.

«Боинг» поднял в небо КС-46А

После 9 месяцев задержек по сравнению с планом и перерасхода 1,5 млрд долл 25 сентября «Боинг» таки облетал КС-46А. Официальные лица, правда, говорят, что «Боинг» успешно пытается нагнать упущенное время, быстро набирая летные часы и выполняя все запланированные этапы испытаний, и, несмотря на все задержки, таки планирует поставить 18 КС-46А к августу 2017 г. Насколько эти планы соответствует реальности скорее всего станет ясно после прохождения «этапа С», запланированного на второй квартал 2016 г. – разворачивания предсерийного производства.

F-35B поступил на вооружение Корпуса морской пехоты

31 июля КМП Объединенных Губерний ввел в строй первую эскадрилью с новыми «вертикалками» F-35B. После 14 лет НИОКР, мучений с разворачиванием производства и трат многих млрд долл. самолет впервые «боеготов». Достижение первоначальной боевой готовности является хорошей новостью для других моделей «универсального» истребителя – «сухопутного» F-35A и палубного F-35C. Однако, программа испытаний еще не выполнена где-то на четверть, производство еще предстоит расширить, да еще впереди ждет главная «радость» программы – доработка всех уже выпущенных самолетов до стандарта «Блок 3F».

«Зеленые гоблины рыцари» эскадрильи КМП должны быть ротированы в Японию в 2017 г., когда собственно можно говорить о вступление самолета в строй. «Локхид» и другие энтузиасты программы надеются, что вложенные «убийственные» средства приведут к созданию не менее «убийственного» самолета.

«Нортроп» выиграла конкурс на разработку нового бомбардировщика

27 октября было объявлено о победе «Нортропа» в конкурсе на разработку нового бомбардировщика LRS-B. Как и следовало ожидать, «лузеры» («Боинг» с другом своим закадычным, «Локхидом») подали апелляцию, которая должна быть рассмотрена до 16 февраля сего года. Если все сложится для «Нортропа» хорошо, это будет крупнейший заказ для фирмы, и даже такие программы, как MQ-4C «Тритон» и Е-2D «Улучшенный Хокай», не смогут ним сравниться. ВВС, конечно же, хотели сохранить разработку нового стратегического бомбардировщика в тайне от России и Китая, против которых он в первую очередь предназначен, но 80-млрдное шило в мешке трудно утаить.

Рубежи «Эрбаса»

В прошлом году концерн прошел ряд важных рубежей: 15 января началась эксплуатация А350 полетом из Дохи во Франкфурт (двигатели Роллс-Ройс «Трент» XWB), а 24 ноября был получен сертификат на А320neo. Фактически на разработку самолета под новые двигатели Пратт-Уитни PW1100G ушло ровно пять лет. Правда, начать эксплуатацию нового самолета в 2015 г. не удалось – двигатели как раз подвели. Переносится на начало 2016 г.

Взлетел MRJ, ага

11 ноября «Мицубиси» подняла в воздух свой «региональник» MRJ. Летчики-испытатели заявили, что 90-минутный полет из аэропорта Нагойи прошел «очень хорошо». Проверялись характеристики управляемости, поведение самолета на взлете, посадке, на виражах...
Первый полет, кстати, задержался из-за поломки педали управления. Вопрос: если ме-е-е-естные инженеры не мог рассчитать прочность педали, то как там с самолетам? А также: уже принято решение задержать программу на год – статические испытания показали слабость планера. Похоже, повторяется история с транспортником С-2... Как не вспомнить ехидное замечание одного из руководителей «Эмбрайера» года три назад: «Как только на рынке появляется новый двигатель (речь шла как раз о редуцированных «Пратт-Уитни»), так каждый неофит считает, что он сумеет спроектировать свой самолет!»

«Локхид-Мартин» прикупила немножко «Сикорского»

Бывший владелец «Сикорского» - «Юнайтед текнолоджи» явно давно подумывала сбыть компанию со своих рук, объявив об этом наконец на авиасалоне в Париже. После проведенных «тендеров» за 9 млрд фирму приобрела «Локхид-Мартин», консолидировав в своих руках 65% средств армии США на закупку винтокрылов. В основном «Блэк хоков» и новых «Кинг Стильенов» CH-53K. Среди перспективных программ уже 100% заказа на транспортно-эвакуационные вертолеты HH-60W и участие в конкурсе на «многоцелевой демонстратор технологий» - основного перспективного винтокрыла армии следующего поколения. Хорошая добавка к 400-млрдному контракту на F-35!

Китайцы выкатили свой С919

4 ноября китайцы торжественно представили конкурента основным «однопроходникам» нашего мира – Боингу 737 и Эрбасу А320. Китайцы особо гордятся заказом аж на 500 таких авиалайнеров, правда, от самих же китайцев. Представили «Флайт» были на заводе в Шанхае в апреле с осмотром еще «пустого» фюзеляжа С919 и подивились, с какой скоростью китайцы провели монтаж систем и двигателей не планер самолета. Но в ноябре их внутрь самолета уже не пустили... («потемкинская выкатка»? (с)787) В общем, китайцы еще в начале длинного пути в «тысячу ли» на порушение «двухпартийной» системы гражданского авиастроения «Боинга» и «Эрбаса».

Год неудач Маска

Запуск космических ракет всегда рассматривался техническим чудом, и если отказы ракет не являются чем-то необычным, «взрыв» РН «Фалкон» 9 не может являться сюрпризом (вообще, несколько лет назад было интервью с одним из разработчиков «Фалкона», который прямо указывал, что ставка на вытеснительную систему подачи топлива снижает не только стоимость, но и надежность ракеты). Конструкционный дефект привел к тому, что ракета из-за разрыва наддутого гелием бака разрушилась быстрее, чем взорвалась...

Правда, Маск потом божился, что все остальные 18 запланированных пусков «Фалкона» пройдут по плану, и срыва снабжения МКС не будет, и пилотируемый вариант «Фалкона» появится к 2017 году... Однако даже на фоне других неудач космической программы США звезда «Спайс-Хэ» немного потухла. Это очень печально, так как «империя» Маска фактически держится только на пиаре по образцу сказочных героев традиционных штатовских комиксов: «креативный», «непобедимый» и «неотразимый» то ли Железный человек, то ли Говард Хьюз. В принципе Маск не сделал ничего сверх того, что делали другие аэрокосмические фирмы США, но, пожалуй, его главная заслуга в том, что «Эрианспейс» и «Юнайтед ланч альянс» - ULA срочно притупили к разработке ракет нового поколения. Однако взрыв «Фалкона» и целый ряд задержек программы показали, что «у бабочек все то же самое».

JF-17 вышел на рынок вооружения

Одной из главных интриг прошедшего года было выяснение журналистами какая же страна первой заказала китайско-пакистанский истребитель JF-17: на авиасалоне в Париже пакистанцы заявили, что контракт уже подписан. Однако до сих пор покупатель остается анонимным, как и все остальные данные возможного заказа (сроки, количество, цена и проч.). И только сегодня, 5 января было заявлено, что 8 самолетов закупила Шри-Ланка - контракт подписан таки. Впрочем, для JF-17 и это важный шаг вперед в продвижении в «нижнем ценовом сегменте рынка» боевой авиации мира.

Многоразовые ракеты. Шаг первый

Джеф Безос, создатель «Амазона», сумел со второй попытки добиться в ноябре исторического успеха, благополучно посадив на землю ракету, побывавшую в космосе. Первый запуск оказался в этом плане неудачным, хотя полет суборбитальной капсулы «Нью Шепард» прошел без замечаний. Высота полета составила 100,5 км. В дальнейшем ракета должна использоваться для полетов в научных и туристических целях, хотя точные планы еще не озвучены. Планы Безоса однако далеко идущие: создать более мощные ракетный двигатель ВЕ-4 в партнерстве с ULA для модульной РН «Вулкан», которая создается «Боингом» и «Локхидом» для замены своих «Атлас» V и «Дельта» IV.

Многоразовость РН всегда вызывала споры из-за роста веса носителя, необходимости дополнительного топлива для торможения, проблем с послеполетным обслуживанием, требований к ресурсу и проч., что оказалось неразрешимо для системы «Шаттл». Возможная перспектива: таки снижение стоимости и повышения частоты космических запусков (гы-гы-гы, а оно надо – спутники-то быстрее строить еще не научились). Возвращение на Землю ВЕ-3, конечно, замечательный результат, но для подъема на высоту 100 км требуется разгон только для М=3, а вот для выхода на орбиту высотой 200 км уже нужно затратить в 70 раз больше энергии... Возврат такого ракетоносителя уже на порядок более серьезная задача.

Русский А321 взорван террористами

Взрыв русского самолета А321 31 октября является свежим напоминанием, как уязвима авиация от террористов. Расследование показало, что самолет взорван СВУ мощностью порядка 1 кг тротила. Ответственность за взрыв взяли «халифатчики». Но даже с двумя указанными катастрофами 2015 г. стал рекордным в плане безопасности авиаперевозок - почти 5 млн полетов на одно происшествие с гибелью пассажиров.

Космическая звезда МКС

Вот уж кто выиграл от проблем с доставкой груза на Международную космическую станцию, так это итальянка Саманта Кристофоретти – ей пришлось пробыть на станции на месяц больше чем планировалось. Аж 200 дней – рекорд для женщин-космонавтов европейского космического агентства. Капитан итальянских ВВС стала настоящей звездой – два выхода в открытый космос, работа на прессу, куча поклонников в твиттере. Даже аппарат для приготовления кофе- эспрессо в условиях невесомости на станцию доставили...

Конец «Трансаэро»

Экономический кризис в России сразил «Трансаэро» (вообще-то у них проблемы начались еще раньше) – первой в России авиакомпании, пытавшейся строить из себя «западного» авиаперевозчика. Убытки в 2014 г. составили 19,3 млрд руб. (честно говоря, полеты на ней в 2014 г. произвели мрачное впечатление). В октябре 2015 г. наступила наконец развязка с отзывом лицензии и прекращением деятельности. «Аэрофлот» отказался приобретать обанкротившеюся компанию, но взял часть ее самолетов.

Консолидация ракетостроения в Штатах

«Орбитал сайенс» и ATK планировали объединиться еще в 2014 г., но из-за взрыва «Антареса» объединение задержалось до января 2015 г. Новый консорциум соединит в себе опыт АТК по созданию твердотопливных ускорителей, спутников, композитных конструкций вместе с достижениями «Орбитал», которая по мимо РН «Антарес» и корабля «Цигнус» выпускает малые спутники и небольшие РН типа «Пегасуса» и ракет ПРО.

Сейчас можно точно сказать, что американское ракетостроение вступает если не в свою «золотую», то точно в «серебряную» эпоху: создание ракеты «Фалкон» 9 и санкции против России из-за путча на Украине подталкивают американский авиапром к отказу от русских ракетных двигателей. Самую тяжелую на данный момент американскую ракетную систему – «Атлас» V должны заменить на новую, «чисто американскую», модульную ракету – подобную РН «Вулкан», которую разрабатывает ULA.

«Солар импульс» - прорыв в технологиях?

В конце года на межгосударственной встрече в Париже по поводу климатических изменений особенно отметили «Солар импульс». После 12 лет подготовки швейцарская фирма запустила в кругосветный полет с 12 промежуточными посадками самолет на солнечных батареях.

Самолет имеет размах крыла 72 м, вес 2300 кг, из которых 633 кг приходятся на литиевые батареи и 17248 солнечных элементов. Один из создателей самолета Бертран Пиккар: «С осуществлением кругосветного перелетам мы хотим доказать, что чистые технологии и возобновляемые источники энергии практически применимы».

За время перелета «Солар импульс»-2 установил впечатляющий рекордный пятидневный перелет из Нагои на Гавайи, который, правда, стоил ему буферной батареи (к вопросу у надежности литиевых аккумуляторов). Самолет сейчас ремонтируется, перелет планируется закончить весной 2016 г.

Электролеты смотрят в будущее

В июле «Эрбас» заявила о первом перелете через Ла-Манш на электролете «Е-Фан» с аккумуляторными батареями (правда, хитрые французы на "Кри-Кри" подсуетились и перелетели на день раньше :-), – подобно перелету Блерио он рассматривается заявкой на коммерческое использование нового типа летательного аппарата. На рубеже 2016-17 гг. Париж планирует подготовить двухместную версию электролета, а в дальнейшем четырехместную с гибридной установкой. В перспективе «Эрбас» планирует создать первый 70-80-местный пассажирский самолет с гибридной силовой установкой.

Расширение географии авиастроения

В 2015 г. «Эрбас» начал сборку А320 в Алабаме, а «Боинг» заявил о локализации производства 737-го в Китае. Расширение заказов на «однопроходники» заставляет планировать их суммарное производство к концу десятилетия до 120 А320 и 737 в месяц с использованием комплектаторов со всего мира.

Правда, стратегия производителей немного разная: «Эрбас» старается производить основные комплектующие в Европе, а осуществляет сборку части машин в Китае и открыл сборочную линию в Мобайле, Алабама. «Боинг» тем временем старается вынести производство комплектующих в другие страны, а окончательную сборку оставить за американскими заводами. Но обе фирмы нуждаются в новых направлениях расширения географии производства. В результате и появилась четвертая сборочная линия А320 в США, а «Боинг» планирует начать сборку самолетов в Китае. Производители при этом опираются на свои, крупнейшие рынки авиаперевозок, но держат в перспективе и быстрорастущий рынок Китая, который, того и гляди займет место США, в качестве главного заказчика авиалайнеров.

Темпы производства

Есть тут и еще один аспект: большой объем заказов на однопроходники (порядка 5000 самолетов) приводит к росту времени ожидания в очереди за поставку продукции, а это открывает «форточку Овертона» для других производителей типа ОАК с МС-21, «Бомбардье» с CS-серией и КОМАК с С919 – теоретически их можно получить гораздо быстрее. Чтобы закрыть «форточку» А и Б и стараются во всю, не пуская чужих на свою самую прибыльную делянку.

В результате «Эрбас» планирует расширить производство А320 до 60 самолетов в месяц к 2019 г. Одновременно должны подтянуться производители двигателей – CFM и Пратт-Уитни. В свою очередь «Боинг» планирует в 2017 г. выйти на темп сборки 52 самолетов 737 – за счет увеличения темпа на поточной линии в Сиэтле, а с открытием третей линии в Уичите сборка будет доведена до 63 самолетов месяц. При этом большая нагрузка ложится на производителя двигателей CFM как для текущих моделей 737-го, так и для «Мах». Одновременно «Боинг» планирует увеличить темпы сборки 787-х до 12 самолетов месяц, а к концу десятилетия до 14 – расширять производство крупнокомпозитных конструкций гораздо сложнее. Аналогичные телодвижения делает «Эрбас» с А350.

Звездный час «Рафаля»

После почти десятилетия застоя и переговоров Париж заключил контракты на поставку по паре дюжин истребителей «Рафаль» Египту и Катару.

До этого безуспешно проходили конкурсы в Бразилии, Кувейте, Ливии, Сингапуре, Швейцарии и Южной Корее. Долгие переговоры с Дели закончились «утешительным призом» в 36 «Рафалей» вместо мегозаказа на 126 истребителей. Заморожен согласованный заказ от ОАЭ на 60 истребителей... Тем не менее последние успехи вдохновляют французов на продолжение борьбы на ожидаемых конкурсах в Малайи, Финляндии, Канаде и других странах. Наднясь заявлено о решение саудитов заказать аж 72 «Рафаля». Вот так - пора подумать о расширении сборочной линии, которая уже несколько лет балансировала на грани закрытия. Расширяющаяся нестабильность в мире требует новых «дров» для поддержания огня в мировых конфликтах.
Tags: a320, b-3, cs, f-35, jf-17, lrsb, Боинг 737, КC-46A, Рафаль, С919, Фалкон, Эрбас, альтернативная энергетика, бизнес-джет, мировая авиация, ракеты
Subscribe

  • Новое фото Ме 209 всплыло

    В немецком журнале "Классические самолеты". Четвертый опытный Ме 209 V4 с намалеванной змеей. Поскольку в серию самолет не пошел (нечему…

  • "Группа Z"

    Могилы северокорейских пилотов, погибших в воздушных боях с американцами над Вьетнамом в 1960-х годах. В начале 2000-х корейцы забрали их останки,…

  • Что бывает, когда уборщица шарахнет шваброй компьютерный провод

    Четверть миллиарда бакказоидов одной кучкой не видели? Во-о-о-о-от! Есть возможность оценить - авария F-22 в прошлом году. Согласно отчету…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Новое фото Ме 209 всплыло

    В немецком журнале "Классические самолеты". Четвертый опытный Ме 209 V4 с намалеванной змеей. Поскольку в серию самолет не пошел (нечему…

  • "Группа Z"

    Могилы северокорейских пилотов, погибших в воздушных боях с американцами над Вьетнамом в 1960-х годах. В начале 2000-х корейцы забрали их останки,…

  • Что бывает, когда уборщица шарахнет шваброй компьютерный провод

    Четверть миллиарда бакказоидов одной кучкой не видели? Во-о-о-о-от! Есть возможность оценить - авария F-22 в прошлом году. Согласно отчету…