afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

Что такое MRAP?

Лента ЖЖ принесла картинки с выставки "Интерполитех", так что музыкой навеяло... Как-то несколько лет назад для детского журнала "Мир техники для детей" предоставил статью про MRAPы. Решил отметить ей затухающий интерес к выставке полицейской техники и день подразделений специального назначения.

БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИЛ
MRAP_00.jpg

В мартовском номере журнала [Мир техники для детей, 3/2013] мы рассказывали об отечественных армейских бронетранспортерах. Но внимательный читатель мог заметить, что в той статье были лишь кратко упомянуты некоторые современные бронемашины, такие как «Тигр», «Рысь», «Медведь». А ведь они сейчас довольно часто появляются на экранах телевизоров, о них пишут в газетных и журнальных статьях. К примеру, «Тигры» принимали участие в недавно состоявшемся параде Победы 9 мая.
Так почему же о них было сказано так мало?

Дело в том, что эти бронемашины не являются классическими военными бронетранспортерами. Сейчас их относят к отдельному классу боевых машин, называемых в большинстве зарубежных стран аббревиатурой MRAP. MRAP – это сокращение английских слов «устойчивый к подрыву и обстрелу из засады». В нашей стране их часто называют «специальными полицейскими машинами». Причем этот вид бронетехники появился каких-то 30 лет назад, а стал популярным совсем недавно – лишь в первое десятилетие XXI века. Чтобы выяснить причину появления такой бронетехники довольно причудливого вида (а порой, наоборот, неотличимой от обычных гражданских автомобилей), надо вернуться к истории военных конфликтов второй половины XX века.


После окончания Второй мировой войны в течение практически 70 последних лет крупных продолжительных войн на Земле, к счастью, не было. Обладание ядерным оружием сделало невозможным третью мировую войну – политики хорошо понимали, что она вообще может привести к уничтожению человечества. Но скрытое противостояние различных политических сил продолжалось. И порой оно приводило к вооруженным конфликтам, которые сейчас принято называть «локальными войнами».

Примером такой «локальной войны», отличавшейся тем не менее особой ожесточенностью и длительностью, была Вьетнамская война 1964-1975 годов. Менее известным, но тоже продолжительным был так называемый «конфликт на юге Африке» – целая серия войн, которая проходила в бывших английских и португальских колониях. Одной стороной конфликта были африканские страны, борющиеся за свою независимость, а другой – бывшие колониальные режимы, стоявшие у власти в Южно-Африканской республике (ЮАР) и Южной Родезии (ныне государство Зимбабве).

Белое меньшинство населения ЮАР и Южной Родезии старалось сохранить старые колониальные порядки, а чернокожие требовали равноправия. Сначала чернокожие действовали политическими методами, но потом перешли к партизанской войне. В этом их поддерживали уже освободившиеся соседние африканские страны, обучавшие и вооружавшие повстанцев.
Довольно скоро выяснилось, что небольшие партизанские отряды африканцев не могут противостоять в открытом бою армии ЮАР, а крупные отряды в местных условиях бесполезны, потому как попросту не могут укрыться в саванне или пустыне.

Тогда партизаны сделали ставку на широкое использование диверсионных методов, в первую очередь, – на установку мин на дорогах и в местах сосредоточения вражеских сил.
MRAP_01angol.jpg
Африканские партизаны закладывают мину на дороге

Минная война уже не была новинкой. Мины широко применяли наши партизаны во время Великой Отечественной войны, не менее широко минная война велась во Вьетнаме. По оценкам американцев, почти треть своих потерь они понесли во Вьетнаме при подрывах на минах или при попадании в специальные ловушки. Правда, вьетнамцы в основном использовали легкие противопехотные мины, так как в джунглях и болотах Вьетнама применять бронетехнику было бесполезно, и пехота чаще всего вела бой в пешем строю.
MRAP_02SVU.jpg
Самодельные взрывные устройства, выполненные из противотанковых мин и снарядов

А вот на Юге Африки ситуация оказалась иной. Колонизаторы чаще всего вели патрулирование и перевозили свои силы автотранспортом. Вот почему именно обстрелы и подрывы автомобильного транспорта стали основной причиной потерь южноафриканских войск. Конечно, армия ЮАР имела в своем составе большое число бронемашин и танков, вот только всю эту технику посчитали недостаточно подходящей для решения задач патрулирования и сопровождения колонн войск.
Почему?

Во-первых, армейская боевая техника вещь очень дорогая. Ее нельзя выпускать в массовых количествах, как обычные автомобили.

Во-вторых, она сложна в применении. Ресурс ее невысок (опять же по сравнению с обычным автомобилем), так что много на ней не поездишь.

В-третьих, гусеничная бронетехника после подрыва требовала остановки колонны и длительного ремонта гусениц и катков, да еще часто под огнем врага.

А в-четвертых, обычные бронетранспортеры предназначены для общевойскового боя. Они имеют бронирование, рассчитанное на защиту от пуль врага, расположенного на некотором расстоянии от рубежа атаки. Обычно это несколько сот метров. В партизанской же войне бронетранспортер очень часто может быть обстрелян неожиданно из засады практически в упор, на дистанциях, на которых легкая броня не обеспечивает надежной защиты, особенно от бронебойных пуль.

И вот, проанализировав ситуацию первых лет конфликта, военные ЮАР выдвинули требования к специальным бронемашинам, предназначенным для сопровождения войсковых колонн и перевозки войск в своем тылу. От них в первую очередь требовалась хорошая защита экипажа и пехотинцев при подрыве на мощных минах и при попадании в засады. Собственно, эти ключевые требования и привели к появлению аббревиатуры MRAP, с которой мы начали рассказ.

– А почему эти, казалось бы, логичные требования раньше не учитывались при создании бронетехники? – можете спросить вы.

Все дело в том, что к обычным бронетранспортерам предъявляется масса других требований. Например, требование высокой проходимости. Чаще всего бронетранспортеры делают плавающими. Их также рассчитывают на преодоление всевозможных препятствий на поле боя – рвов, окопов, воронок от бомб и снарядов. Поэтому конструкторы бронетехники вынуждены идти на компромисс, экономя, когда надо, на бронезащите, на объемах боевого отделения, на удобстве экипажа и десанта.

Конструкторы же Южно-Африканской Республики, изучив требования армии и оценив условия применения будущих бронетранспортеров, разработали проект боевой машины, которая, прямо скажем, удивила военных во всем мире. Внешне эта бронемашина напоминала граненую железную коробку, установленную очень высоко над автомобильным шасси.
Для чего?

Конструкторы рассудили так: если бронетранспортер будет ездить только по дорогам, значит, его не надо делать плавающим. Так как на дорогах, даже грунтовых, обычно не встречается серьезных препятствий, значит, можно сделать бронетранспортер не трех- или четырехосным, а ограничиться двумя осями. Экономия веса может пойти на усиление бронезащиты. Использование в шасси узлов от коммерческих грузовиков облегчит задачу ремонта и обслуживания.

Так в 1978 году появился весьма необычный бронированный автомобиль «Буффель» (буйвол). Он был построен на базе известного во всем мире универсального шасси (автомобиль-трактор) Мерседес «Унимог». Форма корпуса была выбрана так, чтобы днище представляло собой клин. Благодаря этому при подрыве на мине ударная волна, отразившись от наклонных бронелистов, уходила в сторону, а не била всей своей мощью в плоское днище, как на обычном бронетранспортере. Высокая установка бронекорпуса над землей также повышала стойкость к подрыву – ударная волна успевала рассеяться и ослабеть, пока «добиралась» до кабины водителя и десанта. Достаточно сказать, что бронетранспортер защищал экипаж от подрыва под колесом сразу трех противотанковых мин – а это 20 кг взрывчатки! Кстати, колеса у автомобиля тоже были необычными. В них заливали по 500 литров воды. Ездить быстро на таких колесах было нельзя, зато при наезде на мину «водяная защита» дополнительно гасила ударную волну.
MRAP_03Buf.jpg
Первый бронетранспортер типа MRAP –«Буффель». Борт кабины десанта откинут. Видны сиденья с привязными ремнями

MRAP_03Tub.jpg
«Буффель» внешне напоминал одну из первых «защищенных» повозок – знаменитый «табор» XV века. Даже откидной борт похож

Необычный внешний вид новой машины дополняли откидные бронированные борта. Это позволяло десанту практически мгновенно выскочить из подбитого броневика. Правда, военные довольно быстро поняли, что открытый сверху кузов – не особо удачное решение. Одна метко брошенная граната могла вывести из строя весь экипаж. Кроме того, при подрыве на мощной мине взрывная волна приводит к контузии всех, кто находится в открытом кузове. В результате бронекузов закрыли крышей и сделали в бортах большие окна, закрытые бронестеклами.

Обычно на военной бронетехнике используют довольно узкие смотровые щели и небольшие смотровые приборы. В данном случае конструкторы посчитали, что когда постоянно ждешь засаду на дорогах, каждая пара лишних глаз, следящих за обстановкой, не помешает.

Так появился усовершенствованный бронетранспортер, названый «КАСПИР» – это сокращение от слов «Полиция Южноафриканской республики». Название было, конечно, немного лукавым – бронетранспортер предназначался явно не для полиции, а для участия в войне с партизанами и с соседними государствами. Не зря в ЮАР эту войну называли «Пограничной войной».
MRAP_04CASP.jpg
Военный патруль на машинах «КАСПИР»

MRAP_09CASP.jpg
«КАСПИР» после подрыва на противотанковой мине. Колеса и мотор оторвало, но бронекорпус остался цел

На базе основного варианта «КАСПИРа» сделали артиллерийский разведчик, санитарную машину, топливозаправщик, машину разминирования со специальными стальными колесами, саперные машины, а также… специальную «полицейскую машину» – теперь уже собственно для полиции.
«КАСПИР» южноафриканским военным понравился. И с 1979 года (уже более 30 лет) он продолжает выпускаться, пройдя за это время несколько модернизаций. Несколько забегая вперед, скажем, что последний, шестой вариант КАСПИРа представляет собой уже трехосную машину, выполненную, что интересно, на основе узлов и агрегатов российского грузовика «Урал».
120403-A-9999M-290
Бронетранспортер «КАСПИР» во время учений

20081015isaf0000000_003.jpg
«КАСПИР» – минный тральщик на стальных колесах

Но вернемся в 80-е годы. Тогда военные большинства стран, в которых имелась развитая бронетанковая промышленность, с иронией смотрели на изделие своих южноафриканских коллег: «Что только не сделаешь от недостатка средств». Так что «КАСПИРы» понемногу покупали только небольшие страны типа Непала, Перу или Индонезии, на территории которых «тлели» свои гражданские войны.

Ситуация изменилась в самом начале XXI века.

Век не успел начаться, как его потряс страшный теракт на территории США, когда был разрушен международный торговый центр в Нью-Йорке. В ответ США с союзниками в 2002 году вторглись в Афганистан, а в 2003 году – в Ирак. Это вторжение хотя и сопровождалось сражениями с местными армиями, прошло быстро и без осложнений. Проблемы начались позже…

После свержения правительств Ирака и Афганистана в этих странах образовалось большое число различных подпольных группировок, которые начали партизанскую войну против военных США и их союзников.

Причем самым распространенным способом действия партизан стало минирование дорог. Этому способствовало то, что после начала войны в руки местного населения попали тысячи тонн бесхозной взрывчатки и боеприпасов. Кроме того, развитие электроники привело к тому, что стали очень распространены управляемые по радио различные приборы, а также хорошо нам знакомые сотовые телефоны. Используя взрывчатку и радиоприборы, иракские и афганские повстанцы наладили выпуск огромного числа различных самодельных взрывных устройств. Количество подрывов на таких «самоделках» в отдельные годы доходило до 16 тысяч! В результате американские военные две трети своих потерь понесли именно на минах.

И вот тогда американцы и их союзники вспомнили про опыт конфликта на юге Африки. И неуклюжий «КАСПИР» стал сразу популярен. По его образцу стали заказывать различные бронетранспортеры типа MRAP, отличавшиеся только количеством осей. Они могли быть трехосными и даже четырехосными для более тяжелых машин. Еще одним отличием стала установка новомодных решеток, защищавших от кумулятивных противотанковых гранат, о которых мы также уже не раз рассказывали на страницах нашего журнала. Если учесть, что снаружи корпуса бронемашины солдаты навешивали свой нехитрый скарб, MRAPы стали похожи на неуклюжие ездящие сараи, чем-то напоминающие «вагены» – боевые повозки времен Гуситских войн XV века (известные также под славянским названием «табор»). Такие «сараи на колесах» заказывались многими тысячами: всего с 2007 года американцы и их союзники закупили свыше 27 тысяч бронемашин типа MRAP. Столь массовых закупок бронетехники не было со времен Второй мировой войны!
070904-M-1099G-049
Двух- и трехосные бронетранспортеры типа MRAP на базе в Афганистане

Но самое главное, бронемашины MRAP позволили снизить в несколько раз потери американцев в Ираке, что дало возможность в конце концов снизить накал боевых действий, а потом вывести оттуда войска и закончить эту несчастливую для США войну.

MRAP_19Vzr.jpg
MRAP подорвался на мине, но его экипаж уцелел и ждет ремонтников

MRAP_17Afg.jpg
Трехосный MRAP, оснащенный противокумулятивными решетками

MRAP_18Vzr.jpg
Испытание MRAP на подрыв


MRAP_20_с1.jpg
Компоновочная схема МRAP «Рейнджер»
1. Лебедка 2. Двигатель 3. Трансмиссия 4. Лобовое бронестекло 5. Верхний люк водителя 6. 12,7-мм пулемет 7. Десантный люк 8. Аккумулятор 9. Коробка передач 10. Средняя раздаточная коробка 11. Задняя раздаточная коробка 12. Колеса с системой центральной подкачки 13. Травмобезопасные кресла 14. Дополнительные модули брони 15. Привязные ремни на креслах


Следует отметить, что не все решения, реализованные в южно-африканском «КАСПИРе», понравились европейским конструкторам. Так, на некоторых машинах, особенно легковых, высоко разместить корпус над колесами не получится – автомобиль станет очень неустойчивым и может опрокинуться на поворотах. Поэтому итальянская фирма «Ивеко» вместо клиновидного днища на своих машинах установила своеобразный «бутерброд» из двух разнесенных бронелистов. При подрыве машины на мине нижний лист, разрушаясь, гасит взрывную волну, а верхний удерживает остатки взрывной волны и осколки от первого листа. Причем многие важные механизмы машины (карданные валы, раздаточные коробки) размещены внутри такого «бутерброда». Это позволило снизить высоту машины и обеспечить дополнительную защиту экипажа, прикрыв его не только броней, но и массивными железными элементами конструкции.
Еще одним интересным элементом конструкции стало использование специальной керамической брони.
MRAP_23MRAP.jpg
Спецавтомобиль фирмы «Ивеко». В нашей стране он известен как «Рысь»

Как известно, керамика – это своеобразный вид искусственного камня. Она отличается высокой твердостью, но хрупка. В последнем есть свое достоинство: при ударе пули энергия столкновения тратится на разрушение керамической пластины, а не на ее пробитие. Другими словами, энергия как бы рассеивается в стороны. Поэтому керамическая пластина при том же весе, что и стальная, может выдержать более сильный удар пули или осколка. Но тут есть и недостаток – расколовшись, керамический бронеэлемент следующую пулю уже не удержит.

Разработчики брони сейчас идут на различные хитрости, чтобы придать керамической броне способность выдерживать по нескольку попаданий. Керамический элемент (цельный или «мозаика» из отдельных кусочков) наклеивается на различные подложки. Это может быть стальная пластина или синтетическая броня типа «Кевлар». Теперь такой «бронесэндвич» может выдержать уже не одно, а несколько попаданий пуль. Но все равно, будучи однажды обстрелянным, керамический элемент прежнего уровня защиты не гарантирует. Пехотинцам, в бронежилетах которых керамическая броня сейчас широко используется, проще: после боя они просто меняют бронежилет или отдельные пластины, вставленные в специальные карманы. А как быть, если керамическая броня стоит на бронемашине?

И тогда конструкторы решили использовать керамическую броню в качестве отдельных небольших панелей, прикрученных к основной стальной броне на болтах. После боя поврежденные керамические бронепластины просто скручиваются и заменяются на новые. Так сделано, к примеру, на бронемашине «Ивеко». Использование керамической брони снизило вес ее бронезащиты на 20-30%. Все это позволило создать довольно небольшой, компактный автомобиль, похожий на обычный внедорожник, но с уровнем защиты экипажа, как у южноафриканского «КАСПИРа».
MRAP_24Afg.jpg
«Ивеко» германской армии после подрыва на мине в Афганистане

Такие бронемашины итальянской фирмы очень популярны среди армий разных стран и широко используются для ведения боевых действий в Афганистане. Партию подобных машин закупила и наша армия, дав им собственное имя «Рысь».

А что же конструкторы нашей страны? Почему они не создали до этого машину, аналогичную «Рыси»?

Все дело в том, что развитие бронетехники в нашей стране шло по своим законам. Нужно учесть, что Российской Армии в наследство от Советского Союза досталось довольно много бронетехники, включая такие первоклассные бронетранспортеты, как БТР-80, о которых мы рассказывали в мартовском номере журнала. Они вполне справлялись со своей задачей в многочисленных конфликтах, которые выпали на долю нашей страны на пространстве от Приднестровья до Таджикистана. Многоосный БТР-80 хорошо выдерживал подрывы мощных противотанковых мин. Даже потеряв одно или два колеса, он мог продолжить движение. Но постепенно конфликты на границах нашей страны стали затухать, а использовать чисто военный БТР для рутинных перевозок и патрулирования стало накладно. Ведь по правилам дорожного движения БТР-80 мог двигаться только в сопровождении машин ГИБДД, что было неудобно и не всегда возможно. Из-за постоянных «разъездов» БТР-80 быстро изнашивались, а купить новые бронетранспортеры на рубеже XX и XXI веков не позволяли выделяемые финансы.

И тогда у конструкторов специальной техники появилась идея использовать для перевозки в зоне конфликтов обычные армейские грузовики «Урал», оборудовав их специальной бронированной капсулой в кузове. Также бронировалась кабина водителя и мотор. Такой комплект бронезащиты был назван «Звезда».
MRAP_26Zvez.jpg
Бронеавтомобиль (комплект бронирования) «Звезда» на базе грузовика «Урал»

Внешне (с бронекабиной десанта, накрытой тентом) «Звезда» мало отличалась от «мирного» грузовика. Но стоило попасть в засаду, как тент откидывался и перед противником оказывалась бронированная рубка, через бойницы которой открывали огонь сразу несколько стрелков. Для усиления огневой мощи войсковых колонн несколько грузовиков получили частично открытую сверху бронекабину, в которой монтировалась сдвоенная зенитная установка ЗСУ-2 калибра 14,5-мм. Шквал огня (до 2000 пуль в минуту) тут же отбивал у противника охоту «пострелять».
MRAP_28Zvz.jpg
Вариант «Звезды» со спаренной зенитной установкой

Конечно, создание таких «покемонов» (или «шайтан-арба»), как их в шутку называли бойцы, было мерой вынужденной в условиях недостатка средств. Но когда в последние 10 лет финансирование армии и внутренних войск улучшилось, опыт переоборудования грузовиков в бронеавтомобили пригодился. Если спецмашины с модулем «Звезда» были еще не рассчитаны на подрыв на противотанковой мине, то новый бронегрузовик «Федерал» получил усиленное бронирование кабины и кузова. Кроме того, места экипажа оборудовали специальными травмобезопасными сидениями, которые крепятся не к полу, а подвешиваются к потолку или к стенкам и имеют амортизацию. Стенки бронекапсулы изнутри обшиты специальным противоосколочным материалом – он исключает разлет и рикошет осколков в случае пробития или откола кусков брони. Все это вместе обеспечивает выживание экипажа без травм даже при подрыве на противотанковой мине.

Но грузовик «Урал» – машина достаточно громоздкая, поэтому специально для применения на узких и извилистых горных серпантинах дорог на базе грузовика «КАМАЗ» был создан более компактный образец – «Горец». Его модернизированный вариант «Горец-2» с новой бронированной кабиной водителя уже и внешне, и по характеристикам напоминает западные автомобили класса MRAP. Одновременно в инициативном порядке на заводе «КАМАЗ» разработали тяжелый трехосный автомобиль «Тайфун» с повышенным уровнем защиты. В его бронировании широко используются съемные керамические бронеэлементы, которые удерживают даже пули крупонокалиберного пулемета. Правда, возможность принятия на вооружение такого сложного и дорогого «бронегрузовика» – дело будущего.

А что же легкие отечественные машины типа MRAP?

Они развивались своим, довольно необычным путем. Дело в том, что одновременно с вооруженными конфликтами в нашей стране в 1990-х годах обострилась криминальная обстановка: все чаще патрули милиции и внутренних войск сталкивались с вооруженным сопротивлением преступников. Иногда в машины милиции летели ручные гранаты, их часто пытались подорвать небольшими самодельными взрывными устройствами. Поэтому возникла задача обеспечить хотя бы минимальную защиту патрульным автомобилям. Первым опытом стало бронирование хорошо известного отечественного внедорожника УАЗ, благо его прочный кузов и ходовая часть позволяли без особого ущерба увеличить вес машины. Внешне бронированные УАЗики практически ничем не отличались от обычных машин, что позволяло не привлекать к ним внимание преступников и скрытно проводить антикриминальные операции. Очень многие сотрудники милиции обязаны своими жизнями таким «незаметным» бронетранспортерам, неоднократно попадавшим под обстрелы и подрывы.
MRAP_37Uaz.jpg
Бронированный УАЗ можно отличить по бойницам в бронестеклах. Над кабиной установлен помеховый комплекс радиовзрывным устройствам

Идея такой машины понравилась и внутренним войскам МВД. Для них был создан специальный бронированный УАЗ под кодом «Гусар», отличающийся более мощным мотором и установкой на крыше круглого люка с турелью под пулемет или автоматический гранатомет. Такие «гусары» выполняют роль своеобразных «троянских коней»: не привлекая внимания, под видом обычных автомобилей они выдвигаются в районы проведения операций, после чего на турель устанавливается вооружение и перед преступниками оказывается хоть и маленький, но настоящий вооруженный бронеавтомобиль.
MRAP_38Uaz.jpg
Штурмовой автомобиль «Гусар» на учениях

Необычной является история создания самого известного отечественного специального бронеавтомобиля – «Тигра».
Оказывается, сначала завод ГАЗ в Нижнем Новгороде получил заказ на разработку аналога американского внедорожника «Хаммер» вовсе не от российских военных, а от одной из арабских стран. Главными требованиями заказчика были хорошая бронезащита и проходимость не хуже, чем у американского «Хаммера».

Почему арабов не устроил «Хаммер»?

Вообще-то, «Хаммер» изначально создавался как небронированный универсальный автомобиль. Но опыт войн, в том числе и в Ираке, заставил навесить на него броню. Увы, бронированный «Хаммер» сразу перестал быть вездеходом. К тому же «навеска» брони на корпус обычного автомобиля – не самый лучший способ бронирования. При взрыве мощной мины, тяжелые бронелисты попросту отлетают в разные стороны, в клочья разрывая легкий корпус автомобиля.
MRAP_12Irak.jpg
Американский автомобиль «Хаммер» с дополнительным бронированием. Справа – он же после подрыва на мине

Главным отличием «Тигра» от «Хаммера» стал цельносварной бронекорпус, наиболее выгодный с точки зрения веса и стойкости к подрывам на минах. Проходимость машины при этом оказалась отличной. Правда, заказчик решил выбрать другой автомобиль, и два опытных «тигра» остались на ГАЗе. Но в начале 2000-х годов московский отряд милиции специального назначения попросил предоставить «тигры» во временное пользование для опробывания в реальной эксплуатации.

Машины понравились, и Министерство внутренних дел решило заказать оригинальный «Тигр» под названием «Специальный полицейский автомобиль» – СПМ-1, предназначенный в первую очередь для перевозки нарядов милиции к месту службы и для выездов по тревоге. Кроме того, специально для внутренних войск было решено создать отдельную модификацию СПМ-2 с усиленным бронированием, способным держать бронебойные пули, и с бойницами для стрельбы из личного оружия.
MRAP_51Sps.jpg
"Тигр" на учениях ОМОНа

А недавно была показана интересная модификация «Тигра», специально предназначенная для ведения комплексной разведки. На машине имеется выдвижная мачта с установленными на ней приборами наблюдения (телекамерой, тепловизором и локатором), способными работать круглосуточно и даже в тумане. Штанга позволяет вести наблюдение из-за зданий, деревьев, холмов. Для обнаружения целей используется также небольшой беспилотный самолет и специальные датчики, которые можно устанавливать в охраняемых местах. Эти датчики реагируют на сотрясение почвы, шум или просто движение, и тут же оповещают оператора разведывательного комплекса, а тот уже передает данные о цели оператору вооружения. На этом «Тигре» установлена дистанционно управляемая крупнокалиберная пулеметная установка. Оператор вооружения, глядя на экран монитора, выдающего изображение от одного из нескольких приборов наблюдения, наводит пулемет из кабины с помощью манипулятора, напоминающего обычный игровой джойстик. Скрыться от такого «стоглазого сторожа» практически невозможно.
MRAP_39SPR.jpg
Разведывательная машина на базе «Тигра»
MRAP_41SPR.jpg
Крупнокалиберный пулемет в дистанционно управляемой установке – важная принадлежность современных MRAP

Кроме того, внутренние войска закупают штабные «тигры», оборудованные мощными радиостанциями, и машины связи со спутниковым оборудованием. Ожидается закупка машин химической разведки и других модификаций.

«Тигр» сейчас пользуется хорошим спросом: довольно много их закупил Китай, десятки машин поставлялись странам Африки и Южной Америки.
Несколько позже «тигры» стала закупать и Российская Армия. В ней «тигры» обычно играют роль специальных машин связи и разведки.

– А зачем же тогда наша армия закупила зарубежные «Рыси»? – наверное, спросишь ты.

Дело в том, что «Тигры» изначально не были рассчитаны на стойкость к подрыву на мощных минах – только на защиту от подрыва ручных гранат и противопехотных мин. Но сейчас разрабатывается новая модификация «Тигр-М» с более мощным мотором и современным оборудованием. Он называется «специальная бронированная машина». Новый «Тигр-М» способен выдерживать и подрыв на противотанковый мине, и обстрел из любых видов стрелкового оружия.

Помимо новых модификаций «Тигра» в разработке находится и более крупный бронетранспортер «Медведь», или СПМ-3. В нем широко используются детали армейского бронетранспортера БТР-90, в частности такая же ходовая часть, но только из двух осей, а не четырех. «Медведь» способен нести в два раза больше десантников, чем «Тигр». Он также получит полноценную дистанционно управляемую пулеметную установку. Вспомните, что когда создавался первый MRAP «Буффель», выяснилось, что при подрыве на мощных минах, все кто находился у открытых люков получали контузию. Поэтому именно машины MRAP первыми стали получать дистанционно управляемые пулеметные установки: стрелок из герметично закрытого корпуса может управлять оружием с помощью телекамер и компьютера. Улучшится у «Медведя» и защита от подрыва на минах.
MRAP_45Medv.jpg
СПМ-3 «Медведь» в горах

MRAP_46Medv.jpg
Испытания при низких температурах

Фактически «Медведь» будет полноценной машиной типа MRAP, так же как и «Горец-2», а не импровизацией, какой являлись бронированные УАЗики и грузовики «Звезда». В войска «Медведь» должен поступить в конце этого года. На этом производители не собираются останавливаться, и уже сейчас проходят испытания новые бронемашины «Булат», «Скорпион», «Тайфун» и другие.
MRAP_42Bulat.jpg
Инициативная разработка предприятия «Защита» – бронемашина «Булат», предназначенная для перевозки бойцов ОМОН

Конечно, даже самые совершенные «специальные полицейские машины» не способны заменить армейские бронетранспортеры. И хотя MRAPы уступают «армейцам» в проходимости и огневой мощи, они, безусловно, дополняют их на театре боевых действий, а также идеально подходят для перевозки личного состава полиции, внутренних войск и других силовых ведомств.
Tags: "Медведь", "Тигр", mrap, СПМ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment