afirsov (afirsov) wrote,
afirsov
afirsov

Category:

Старейший памятник Неизвестному воину

Принято считать, что первый памятник - Могила неизвестного солдата появился в 1921 г. во Франции... Хотя ходят упорные слухи, что аналоги такого монумента были еще в Древнем Египте или на Великой китайской стене. Однако старейший памятник такого рода, находящейся в нашей стране, можно отнести к VI-VII векам нашей эры.

В Крыму, в «пещерном» городе Эски-Кермен (название города не сохранилось, Эски-Кермен – это просто «Старая крепость») сразу за воротами у дороги, рядом с набитой в скале колесами телег колеёй, прямо на камне вырублен небольшой холмик с крестом – типичная ложная могила. Своеобразный памятник погибшим воинам средневекового Готского княжества (возможно, легендарной страны Дори).
NS_01.jpg
Почему этот «кенотаф» можно считать могилой неизвестного воина?

Захоронения воинов, павших в бою, «под порогом», похоже, были в традициях княжества. Например, недалеко прямо на краю обрыва расположена небольшая могила, в которой были обнаружены два костяка.
NS_04.jpg
Полагают, что это захоронение местных святых – воинов, павших прямо на этом месте, одном из наиболее уязвимых мест бывшей крепости. В ближайшей пещере, бывшей до этого зернохранилищем (круглая засыпная горловина сверху, вариант - водосборник), в память погибших расписана и освещена небольшая церковь Успения Богородицы.
NS_03.jpg
Пройти в церковь можно практически по могилам павших.

За пределами города также расположена церковь со схожим захоронением мальчика под ее порогом, вероятно павшего в бою. Церковь высечена в большом валуне.
NS_05.jpg
Сейчас церковь освящена в честь св. Георгия Победоносца, хотя больше известна как храм «Трех всадников»: внутри церкви сохранилась фреска с изображением трех конных святых-воинов.

NS_06.jpg
(прорисовка)

Точно можно сказать, что в центре Георгий Победоносец. О двух других всадниках спорят: то ли это «двойная икона» о двух «чудах» Георгия (со змеем и с отроком), то ли три всадника – св. Георгий, св. Дмитрий и св. Феодор возносят душу мальчика, сидящего на лошади позади правого всадника. Собственно на последние указывает и подпись под фреской на греческом: «Вырублено и расписаны эти святые Христовы для спасения души...» Присутствие души мальчика среди святых предполагает мученическую кончину, а воинов – скорее всего в бою. Мальчишка возможно был либо трубачом, либо хоругвеносцем... Похоронен прямо под порогом.
(Хм, всегда считал, что русское поверье, не наступать на порог – «под ним живут предки» - лишь фигура речи, из-за нежелания муторно менять доску порога или бревно нижнего венца. Оказывается поверье – дань древней традиции...)

«Кенотаф» у въезда в крепость Эски-Кермен был своеобразной защитой ворот, как похороненные под порогом церквей, и одновременно данью павшим в бою, чьи останки не смогли предать захоронению...
NS_02.jpg
Tags: зарубки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments